Навакыд аль-Ислям

There is still time to download: 30 sec.



Thank you for downloading from us :)

If anything:

  • Share this document:
  • Document found in the public.
  • Downloading this document for you is completely free.
  • If your rights are violated, please contact us.
Type of: pdf
Founded: 30.04.2020
Added: 01.05.2020
Size: 0.39 Мб

Разъяснение послания
«Навак ы д аль -Ислям»
(«Действия , выводящие из Ислама»)


Шейх уль Ислям
Мухаммад ибн Сулейман ат -Тамими
(Да смилуется над ним Аллах)


Автор разъяснения :
Ш ейх Али ибн Худейр аль -Худейр
(Да освободит его Аллах)



Перевел: Абу Надждия
Проверил : Ибрахим Абу Закари я








Сафар , 1437 г.х .

2

Содержание

Введение ............................................................................... 3

Действие первое ................................................................... 4

Действие второе ................................................................... 6

Действие третье .................................................................... 7

Действие четвертое ............................................................ 10

Действие пятое ................................................................... 15

Действие шестое ................................................................. 17

Действие седьмое ............................................................... 20

Действие восьмое ............................................................... 24

Действие девятое ............................................................... 29

Действие десятое ............................................................... 30

Заключение ........................................................................ 32

3




С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного!

Хвала Аллаху, Господу миров. Мир и благословение
благороднейшему из пророков и посланников – нашему пророку
Мухаммаду, а также его семье и сподвижникам.
Введение
Сказал шейх Мухаммад ат -Тамими: «Знай, что действий,
выводящих из Ислама, десять : ...»

Сказал шейх Али аль -Худейр:
«Это послание было названо «Навакъыд аль -Ислям»
(«Действия, выводящие из Ислама») .
Вопрос: Языковое значение слов « Ан -Н акъыд» и «Ан -
Навакъыд». Было сказано в «Аль -Муфродат» : «Это развязывание
узлов на здании или веревке». И было сказано в «Аль -Мисбах» :
«[Глагол «накъодо» , приме нительно к веревке , означает] её
развязывание и распутывание, [а применительно к ране] - её
гниение ». Также оно применяется в значении
«недействительность», от которого пошло [словосочетание ]
«недействительность омовения». Итак , язы ковое значение этого
слова – «недействительность», «негодность», «порча» . Значение же в
шариате - собрание положений, совершение которых делае т
Ислам человека недействительным .
Вопрос: Б ольшая часть этих действий, выводящих из
Ислама, касае тся раздела единобожия в поклонении («аль -
Улюхия») . И из них есть те, что касаются раздела единобожия в
господстве («ар -Рубубия») , а также раздела Послан ия .
Вопрос: Почему автор ограничился эт ими десятью
действиями? Автор разъяснил это в конце данного послания,
сказав: « ... И все они являются одними из самых опасны х и одними
из самых распространенных ». Он назвал их подобным именем по
причине того, что люд и часто попадают в них , а также по
причине их великого значения , потому что они являются
величайшими действиями , выводящи ми из Ислама. Некоторые

4

обладатели знания упомянули их в главе «положения
вероотступника».
Вопрос: Влияние невежества, забывчивости и принуждения
на данные действия. Мы уже указали на это в разъяснениях к
послани ям «Кашф аш -Шубухат» («Отведение сомнений») и
«Салясат аль -Усуль» («Три основы»). П оэтому , упомянем об этом
вкратце . Мы говорим: что касается тех действий, в которы х есть
единогласное мнение, и тех вещей религии, которые обязательно
знать каждому , - из данных десяти действий, - то не прощается в
них по невежеству тот, кто жил среди мусульман . Что касается
принуждения, то если [совершение данных действий ] было [для
совершающего ] спасением и убежищем , то это является
оправданием. Что касается шутки, то она оправдание м не
является . Автор указал на это в конце послания, сказав: « ... И нет
разницы во всех этих действиях, выводящих из Исл ама, между
шутящим, говорящим в серьез, испуганным, кроме
принужденного».
Вопрос: Все ли эти действия [зависят от ] убеждения ? Ответ:
Некоторые из них [зависят от ] убеждения, другие же являются
выводящими из Ислама со стороны [самого ] действия. И в этом
опровержение тем, кто считает, что нет дел, выводящих из
Ислама, кроме как с убежден ием . И мазхаб приверженцев Сунны,
что человек становится неверующим по причине убеждени й, либо
слов, либо дел, либо сомнени й.
Вопрос: Что подразумевается под словом «Исл ам » [в названии
послания ]? Ответ: автор, да помилует его Аллах, несомненно, не
подразумевал [в этом ] обобщени я. П оэтому, эти [десять ] действий
не явля ю тся единственными действиями, выводящим и из Ислама.
Под словом «Ислам» подразумевается Ислам конкретного человека,
а не Ислам, как религи я целиком . Под «действия ми »
подразумеваются те, которые портят Ислам человека, даже при
совершении одной из них ».

Действие первое
Сказал шейх Мухаммад ат -Тамими : « ... Первое:
приобщение к Аллаху сотоварищей в поклонении. Сказал
Всевышний Аллах: «Поистине, Аллах не прощает, когда к Нему
приобщают сотоварищей, но прощает то, что меньше этого,

5

кому пожелает» («Женщины», 48). Сказал также Всевышний
Аллах: «Воистину, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тому
Он запретил Рай. Его пристанищем будет Геена , и у
беззаконников не будет помощников » («Трапеза», 72). К нему
относится жертвоприношение не Аллаху, как , например, тот, кто
совершает жертвоприношение джинну или могиле».

«Многобожие в поклонении Аллаху является величайшим
действием, выводящим из Ислама . Оно входит в действи я,
касающи еся раздела единобожия в поклонении («таухид аль -
улюхия») . Под словом «многобожие» здесь подразумевается
многобожие в поклонении, а не в общем. И предшествовало
определение слова «многобожи е», что это пр иобщение к Аллаху
сотовари щей в поклонении .
С ловами «в поклонении» автор хотел указать на частный
смысл, тот, на который указал шейх уль -Ислям Абу Аббас ибн
Теймия, сказав: «Поклонение – это общее имя, собирающее все
то, что любит Аллах и то, чем Он доволен, из слов и действий,
как явных, так и скрытых». Соотношение слов «поклонение» и
«мольба» («ад -дуа ») подобно соотношению слов « ислам» и « иман» . То
есть, если слова «поклонение» и «мольба» придут вместе, то у
каж дого из них будет свое значение: «поклонение» будет носить
смысл « жертвоприношения» («аз -забх»), «обета» («ан -назр») , «поклона»
(«ас -суджуд») кому -либо, помимо Аллаха, а слово «мольба» будет
иметь смысл «просьбы», «просьбы о помощи» («аль -исти‘ана») ,
«про сьбы о спасении» («аль -истигъоса») . В данном контексте мы
должны истолковать слово «поклонение» в его частном смысле, как
«жертвоприношение», потому что следующее второе действие
касается частного смысла - «мольбы».
Затем автор упомянул доказательств а на первое действие –
слова Всевышнего Аллаха: «Поистине, Аллах не прощает, когда
к Нему приобщают сотоварищей, но прощает то, что меньше
этого, кому пожелает» («Женщины», 48), а также Его слова:
«Воистину, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тому Он
запрет ил Рай. Его ...» («Трапеза», 72). То, что Рай был запрещен
тому, кто приобщает сотоварищей, указало на то, что приобщение
сотоварищей является действием, выводящим из Ислама.
Слова «к нему относится жертвоприношение не Аллаху »
указ ывают на то, что автор подразумевал под словом «поклонение»
частный смысл.

6

Слов о «к нему» указывает частичность , п осле него автор
ограничился и указал на одну из частей поклонения –
жертвоприношение. Что касается примеров жертвоприношения:
«... как , например, т от, кто принес жертву джинну» для
изба вления от его зла, или для того, чтоб ы тот помог ему, или же
для снятия колдовства , и тому подобное. К этому также относится
то, что совершают некоторые люди, принося жертвоприношение у
основания дома , либо для того, ч тобы защититься от сглаза и
джиннов, или же совершая это перед рытьем колодца.
Под словом «могиле» подразумевается обитатель могилы ,
которому приносят жертв у для того, чтоб тот заступался для них
перед Аллахом, или для того, чтоб помог в некоторых делах. Сюда
же относится совершение жертвоприношение прибывающим
правителям, совершаемое с целью их возвеличивани я и
приближения к ним ».

Действие второе
казал шейх Мухаммад ат -Тамими : « ... Второе: тот, кто сделал
между собой и Аллахом посредников: взывает к ним, просит у них
заступничества, уповает на них – является неверующим по
единогласному мнению (аль -иджма ’)».

«В чем разница между этим действием, выводящим из Ислама, и
предыдущим? Первое действие касается поклонени я-действи я,
такого как ж ертвоприношение, поклон, и других . А что касается
данного [второго ] действия, то оно касается исключительно
мольбы – обращения, просьбы. То есть , данное действие касается
словесного поклонения . Но тут может возникнуть неясность из -за
слов автора «... уповает на них» . Ведь упование (ат -таваккуль) –
это поклонение -действие, потому что оно из деяний сердца. И
было бы лучше, если бы автор включил его в первое действие,
выводящее из Ислама, чтобы оно касалось исключительно
поклонений -действий. Возможно, что автор не имел в виду само
упование, потому что данная фраза: «тот, кто сделал между
собой и Аллахом посредников: взывает к ним, просит у них
заступничества, уповает на них – является неверующим по

7

единогласному мнению» - это фраза шейх уль -Ислям а ибн Тейм ии,
которую он упомянул в книг е «Маджму’уль фатава» (том 1) .
Слова автора «по единогласному мнению» - это и есть
доказательство [на данное второе действие, выводящее из
Ислама ]. Передали данное единогласное мнение шейх уль -Ислям
ибн Теймия , а также шейх Сулейман ибн Абдуллах, в своей книге
«Ат -тавдиху ’ан тавхидиль халляк» (стр. 42 ). Также , передал его
аль -Мардави в книге «аль -Инсоф» ( том 10 , глава « П оложение
вероотступника») . Передали также ас-Сон ’ани, в своей кни ге
«Татхируль ’итикод» , и аш -Шовкани в «ад -Дурр ан -Надыд».
Данное действие будет выводящим из Ислама в трёх
ситуациях :
1. Прошение мертвых и взывание к ним. Это я вляется
неверием в любом случае. И не смотрится на то, что мертвый был
бы способен сделать это , будучи живым. Как, например, просить
его напоить, будучи убежденным в этом;
2. Прошение живых о том, на что способен лишь Аллах. Как,
например, просить их о ребенке, пропитании, или защите от бед;
3. Прошение отсутствующих – тех, кто не слышит твою речь,
в отличие от Аллаха. Это неверие по единогласному мнению ».

Действие третье
С казал шейх Мухаммад ат -Тамими : « ... Третье: тот, кто не
выносит такфир (обвинение в в неверии ) многобожникам, либо
считает их путь правильным, либо сомневается в их неверии ,
является неверующим ».
«Данное действие включает в себя три вида:
1. Не вынесение такфира многобожникам, будучи
уверенным в отсутствии их неверия. Это входит в слова автора (о
неверии такого человека), вместе с тем , что ему разъяснилось их
неверие;

8

2. Сомнение в их неверии. Союз «... или» в словах автора
указывает на то, что это отдельный вид. С омнение – это колебание
между двумя равными вещами, среди которых нет отличия ;
3. Считать их путь правильным. Данный вид имеет
разновидности, поскольку первый – не вынесение им такфира –
это убеждение, как и второй – сомнение в их неверии –
убеждение. Что же касается данного - третьего, - то это убеждение
вместе с приписыв анием их пути к истинности. Как например,
говорить: «их путь является правильным», «они на истине», «их
религия не я вляется ложной» .
Чтобы вынести такфир тому, кто не выносит такфир
многобожникам, необходимо, наличие двух условий :
1. Чтобы такому человеку разъяснилось их неверие из
Корана и Сунны. И если, после того, как ему разъяснилось их
неверие, он не вынесет им такфир, он сам становится
неверующим. Упомянул это шейх Сулейман ибн АбдуЛлах в
«Маджму’а ат -тавхид» ;
2. Чтобы он не был в неведен ии относительно их неверия. И
если этот человек не находится в неведении об их неверии, но не
выносит им такфир, то он сам ста новится неверующим.
Единогласное мнение о неверии того, кто не выносит
такфир многобожникам, упомянули: Къоди ‘Ийяд в книге « аш -
Шафа» (том 2, стр. 281) , шейх Сулейман ибн АбдуЛлах в своем
послании «Авсакъу ‘уро аль -иман» (стр.126) , шейхуль Ислям ибн
Теймия в «Фатава» (том 2, стр. 363).
Неверующие, которым обязательно выносить такфир,
делятся на три вида:
1. Те, в неверии которых единогласны ученые, однако они
не являются людьми Киблы, как, например, иудеи, христиане,
ог непоклонники, сихи, и другие;
2. Те, кто причисляет себя к Исламу и людям Киблы, однако
совершает какое -либо действие из дел неверия, за которое ученые
единогласно выносят такфир , н апример, «нусайриты» . Шейхуль
Ислям ибн Теймия вынес решение об их неверии, сказав:
«Поистине, они более неверующие , чем многие многобожники». А
также «кадьяниты», решение о неверии которых издал и «комитет
больших ученых » и пакистанское правительство. К ним же
относятся «друзы», «батыниты», «рафидиты», «бахаиты», «бабиты»

9

(см. том второй «Маджму’у ль фатава» , а также шарх аль -Б исам
«Найлюль маариб» , глава « положение муртада», стр. 514) . Что
касается «бахаитов» и «бабитов», то решение об их неверии вынес
Исламский съезд фикха, собранный в Мекке. Решение о неверии
«тиджанитов» вынес постоянный комитет (фетва №5553, стр. 229),
как и «друзов», и упомянул, чт о они являются неверующими
безбожниками (фетва №11800, том 2, стр. 228). «Альманиты»
(светские люди) нашего времени , также , являются неверующими,
которые считают, что религия является неполноценной, отсталой,
и что она не имеет отношение к политике . Ан алогичны им масоны ,
коммунисты , и те , кто схож с ними в убеждениях, из числа
социалистов, националистов , а также рафидиты. Подобна им
любая группа, заявляющая о с воем Исламе, однако совершающая
действие неверия, за которое ученые единогласно выносят
такфир. Из числа тех, в чьем неверии единогласны ученые -
джахмиты. Ибн аль -Къа ййим упомянул в «Нунии» , что решение об
их неверии вынесли пятьсот ученых, как АбдуЛлах ибн Мубарак и
другие.
3. Те , в такфире которых существует разногласие, как
простолюдины течений, заявляющих о своем Исламе, но
совершающих действие неверия. К примеру, простолюдины
батынитов, рафидитов, джахмитов, и других течений.
В положении тех, кто не выносит такфир этим трем
группам, имею тся детали:
1. Те, кто не выносит такфир первой группе: те м , кто не
являются людьми Киблы и в чьем неверии единогласны ученые,
как иудеи, христиане , индусы. Те, кто не выносит им такфир,
являю тся неверующим и. Ибн Теймия в «Маджму’уль фатава»
(том 2, стр. 382) привел на это единогласное мнение, сказав: «Кто
сомневается в неверии иудеев, христиан и многобожников, тот
является неверующим» . Так же единогласное мнение привел аль -
Къоди ‘Ийяд в книге «аш -Шафа» (том 2, стр. 281), сказав: «Кто не
выносит такфир кому -либо из христиан и иудеев, колеблется или
сомневается в их неверии, тот является неверующим».
2. Те, кто не выносит такфир второй группе : тем, кто
говорит , что «нет божества, достойного поклонения, кроме
Аллаха», но совершает действие неверия, за которые ученые
единогласно выносят такфир. И в этом имеются детали. Если
такой человек узнал , что эти люди совершают подобное неверие, и
не вы нес им такфир, после того, как узнал, то он является
неверующим. Ибн Теймия в книге «ас -Сорим аль -Маслюль»

10

передал единогласное мнение , говоря о тех, кто убежден в
божественности Али : «Нет сомнения в неверии того, кто
приостановился в их такфире ». На это указывает также хадис
Малика аль -Ашджаи : «Кто ска жет «нет божества достойного
поклонения, кроме Аллаха» и прояви т неверие в то, чему
поклоняются помимо Аллаха, то его кровь и имущество станут
запрет ны» (Муслим) . Из этого хадиса становится ясно, что не
станут запретными имущест во и кровь человека, пока он не
проявит неверие в то, чему поклоняются помимо Аллаха. А к
проявлению неверия [в то, чему поклоняются помимо Аллаха ],
относится также вынесения такфира его людям.
3. Те, кто не выносит такфир третьей группе: тем, в чь ем
такфире есть разногласие, как простолюдины течений
нововведенцев, таких как джахмиты. Если человек узнал о них и
увидел доказательства , указывающие на их нев ерие, то ему
становится обязательным вынести им такфир, а иначе к нему
применяется данное действие, выводящее из Ислама. Что же
касается того , кто склоняется к тому, что [люди данной группы ] не
являются неверующими, по причине наличия препятствий
такфира , как то, что они являются простолюдинами, или их
неправильное толкование, или запутанность, или неве жество, то
такому человеку , не разрешается выносить такфир . И к нему не
применяется данное действие, выводящее из Ислама.
Под словами «... многобожникам» автор имеет в виду два
вида:
1. Многобожник в своей основе (аслий), который не
относится к людям Киблы ;
2. Многобожник -вероотступник (муртадд), который говорит
«нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха», но
утвердилось его неверие.

11

Действие четвертое
Сказал шейх Мухаммад ат -Тамими : « ... Четвертое: тот, кто
убежден в том , что есть более совершенный путь, чем путь
Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует),
или в том, что есть решения (законы) лучше, чем его решения
(законы), - как те , которые предпочитают законы тагутов над его
законами, - является неверующим ».
Данно е действие, выводящее из Ислама, это вынесение
решений не по тому, что ниспослал Аллах, с убежден ием . Когда же
вынесение решений не по тому, что ниспослал Аллах, будет
выводящим из Ислама? Это будет в следующих ситуациях:
1. Вынесение решений не по тому, что ниспослал Аллах,
будучи убежденным в том, что это совершенней и лучше, чем
решения Аллаха, и это тот, кого привел в пример автор;
2. Вынесение решений не по тому, что ниспослал Аллах,
будучи убежденным, что то, в соответс твии с чем было вынесено
решение, подобно решени ю Аллаха. Такой является неверующим
по единогласному мнению;
3. Вынесение решений не по тому, что ниспослал Аллах,
будучи убежденным, что то, в соответствии с чем было вынесено
решение , не лучше , чем решение Аллаха , и не подобно ему, однако
дозволено выносить по нему решения. Такой является
неверующим по единогласному мнению;
4. Вынесение решений не по тому, что ниспослал Аллах,
пренебрегая решениями Аллаха. Такой является неверующим по
единогласному мнению;
5. Вынесение решений не по тому, что ниспослал Аллах,
отрицая решения Аллаха и их пригодность для вынесения
решения по ним. Такой является неверующим по единогласному
мнению;
Доказательство на эти пять категорий упомянул АбдульБарр
в «ат -Тамхид» (том 4, стр. 225), сказав: «Ученые единогласны в
том, что тот, кто поругал Аллаха и Его посланника, или
оттолкнул что -либо ниспосланное Аллахом, - и это требуемое -
или убил одного из пророков, признавая при этом то, что
ниспослал Аллах, - такой человек я вляется неверующим».

12

Второе до казательство: то, что ибн Касир вынес такфир
татаро -монголам, когда они установили так называемый «Ясик» -
закон татаро -монгол, которым они хотели обязать мусульман,
после того, как развалили Абассийский Халифат. Ибн Кясир в
книге «аль -Бидаяту ва ан -Нихая» (том 13, стр. 28) упомянул ряд
их законодательств , сказав: «и в нём («Ясике»), что тот, кто
совершит прелюбодеяние, убивается, независимо от того,
женатый ли он или нет; и тот кто совершит совокупление с
мужчиной убивается; и тот кто совершит колдовство
убивается; и тот, кто шпионит, убивается; и тот, кто
помочится в воду стоя, убивается; и тот, кто поел, не накормив
у себя, убивается ...». И после этого он сказал : «Все это
противоречит тому, что уз аконил Аллах. Тот, кто остави т
совершенный Шариат и обратится на суд к чему -либо, помимо
него, из отмененных (доисламских) законоположений, станет
неверующим. Так что же сказать о том, кто обрати лся на суд к
«Ясику» и предпоч ел его Шариат ? Тот, кто соверши л подобное,
ста л неверу ющим по единогласному мнению мусульман».
Третье доказательство: сказал ибн Хазм в «аль -Ахкам» : «Нет
разногласия между двумя мусульманами , что тот, кто вынес
решение по Инджилю в том, на что не пришел текст, является
неверующим многобожником, вышедшим из Ислама» .
Все [вышеперечисленные ] единогласные мнения о
вынесении решений не по тому, что ниспослал Аллах , имеют
условие – наличие убеждения.
6. Тот, кто установил суды, выносящие решение по
выдуманным законам, и издает через них законодательства,
противоре чащие Исламу, становится по причине этого , по
единогласному мнению, неверующим, несмотря на его убеждение.
Доказательством этого является то, что упомяну то от ибн Кясир а о
татаро -монголах и их «Ясике». Подобны ему все современные
«Ясики» и суды, выносящие решения по вымышленным законам .
Некоторые из этих судов постановили, что прелюбодеяние
является дозволенным при согласии женщины, установили
наказанием для вора заключение в тюрьму, сделав это все
законодательством. Также постановили, что многоженство
явля ется поводом и основанием для судьи для расторжения
[брачного ] договора. А также другие торговые и про мышленные
законодательства, законодательства войны и мира. Тот, кто
установит их, станет неверующим, и применяется к нему данное
действие, выводящее из Ис лама. Шейх Мухаммад ибн Иброхим

13

упомянул это в своем послании «Такхим аль -къованин» . На это
указывает также хадис, переданный в «С ахихе» имама Муслима , в
котором говорится об иудеях, заменивших наказание для
прелюбодея - побивание камнями на обмазывание его лица углем
и хождение с ним по рынкам. После чего Всевышний Аллах
ниспослал аят: «Те же, которые не принимают решений в
соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются
неверующими» ( «аль -Маида, 44).
7. Тот, кто часто выносит р ешения не по тому, что
ниспослал Аллах, будучи убежденным, что он ошибается. Его
привычкой является судить между людьми по своей страсти. В
этом имеется разногласие среди обладателей знания, однако я
склоняюсь к тому, что такой человек является неверующим,
поскольку его частота вынесения решений не по тому, что
ниспослал Аллах, ука зывает на его отвращение к решению Аллаха
и его желание и любовь к решению не по тому, что ниспослал
Всевышний Аллах: «Разве ты не видел тех, которые заявляют,
что они уверовали в ниспосланное тебе и в ниспосланное до
тебя, но хотят обращаться на суд к тагуту, хотя им
приказано не веровать в него?» («ан -Ниса, 60).
Вопрос: Частота вынесения решений не по тому, что
ниспослал Аллах, указывает на любовь человека к этому и его
предпочтение над решением Аллаха, а также указывает на
отсутствие проявления неверия в решение не по тому, что
ниспослал Аллах. Ибн Теймия упомянул в «Ма даридж ас -Саликин»
разделение между незначительной показухой и частой , и отнес
незначительную показуху к малому ширку, а частую показуху к
большому ширку, упомянув, что не совершает [частую показуху ]
никто, кроме лицемера. Он р азделил между незначительной
показухой и частой в зависимости от количества. Также и
вынесение решений не по тому, что ниспослал Аллах (будучи
убежденным, что он ошибается): незначительное вынесение
решений подобно той части, которая считается малым неверием,
а частое – больш ое невери е, поскольку оно исходит только от
лицемер а, и указывает на его любовь и предпочтение к вынесению
решений не по тому, что ниспослал Аллах. А также потому, что
основа в вынесении решений не потому, что ниспослал Аллах,
является большое неверие, потому что слово «неверующие» («аль -
кяфирун») пришло в аяте с определенным артиклем: «Те же,
которые не принимают решений в соответствии с тем, что
ни спослал Аллах, являются неверующими» («аль -Маида, 44) .
Это основа в данном вопросе, но выйдет из основы то, что человек

14

совершит в конкретном деле с признанием своей ошибки и своего
ослушания. Но если будет совершать это часто, либо будет его
привычкой и о бычаем, то это вернется к основе – к тому, что это
является большим неверием.
Все вышеприведенные виды являются выводя щими из
Ислама. Но имеется один не выводящий из Ислама: судить не по
тому, что ниспослал Аллах в конкретных, малочисленных делах, по
причи не страсти или вражды , будучи убежденным в своей ошибке
и своем ослушании. У этого вида есть условия:
1. Чтобы человек знал о том, что он ошибается;
2. Чтоб причиной, побудившей к этому, была страсть или
вражда, но не дозволение и пренебрежение;
3. Чтобы это было совершено в малочисленных делах.
Понятие малочисленности и многочисленности возвращается к
обычаю.
На отсутствие неверия этого вида указывает то, что передал
с достоверным иснадом ат -Тобарани от Абу Муджлиза, что с ним
спорили люди из бани Амр бин Садус из числа ибадитов – одной
из сект хавариджей. Они сказали ему: «О Абу Муджлиз! Видел ли
ты слова Всевышнего: «Те же, которые не принимают
решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах,
являются неверующими» ? Истина ли это?» . Он ответил: «Да» .
Они сказали: «Видел ли ты слова Всевышнего: «Те же, которые
не принимают решений в соответствии с тем, что
ниспослал Аллах, являются нечестивцами» ? Истина ли
это?» . Он ответил: «Да» . Тогда они сказали: «Судят ли эти - имея в
виду правителей его време ни - по тому, что ниспослал Аллах ?» .
Он ответил: «Это их религия, которую они исповедуют, и о
которой они говорят, и к которой они призывают . - И это
доказательство на то, что они не считали это дозволенным . - Если
они оставят что -либо, то они знают, что совершили грех». – И
это доказательство на то, что они признавали, что они являются
ошибающимися и грешниками. И они (ибадиты) сказали: «Нет,
клянемся Аллахом, ты просто бои шь ся!» . Также сказал ибн аль -
Къоййим в «Мадаридж ас -Саликин» (том 1, стр. 336) : «Если он
убежден в обязательности вынесения решения в соответствии с
тем, что ниспослал Аллах, в этом случае, но отклонился от
этого из -за ослушания, признавая то, что он заслуживает
наказания, то это будет являтьс я малым неверием».

15

Вопрос: осталось в этом четвертом действии, выводящем из
Ислама, [сказать ] о законодателе – том, кто издал закон,
противоречащий решению Аллаха. Этот человек становится
неверующим абсолютно, без деталей. Лишь посредством только его
созда ния хотя бы одного закона или системы он впадает в
неверие, в соответствии со словами Всевышнего: «Или же у них
есть сотоварищи, которые узаконили для них в религии то,
чего не позволил Аллах? » («аш -Шура», 21).
Действие пятое
Сказал шейх Мухаммад ат -Тамими : « ... Пятое: тот, кто
ненавидит что -либо, с чем пришел Посланник (да благословит его
Аллах и приветствует), даже если сам совершает это, является
неверующим ».з

«Доказательство этого передал ибн Батта в «аль -Инаба » (стр.
211), сказав: «Если человек увер ует во все, с чем пришли
посланники, кроме одной единственной вещи, то станет по
причине отвержения этой вещи неверующим у всех ученых» .
Слова автора «тот, кто» являются общими для женщины и
мужчины, взрослого, кроме маленького, по скольку на не го не
распространяется данное положение во все х эти х действи ях ,
выводящи х из Ислама, в соответствии с хадисом: «Перо поднято
от троих ...» . С ним строго разговаривают, однако такфир ему не
выносится. Подобн ым же образом сумасшедший . [Эти действия,
выводящие из Ислама ] общие для мусульманина и неверующего. И
если спросят: «Изначальный неверующий становится
неверующим?», мы ответим: « При совершении запретн ого или
действий, выводящих из Ислама, его неверие возрастает ».
Поэтому, правильным является то, что на неверующих
распространяется обращение с ответвлениями Шариата.
Слово «ненавидит» указывает на то, что это действие
сердца, связано с сердцем, потому что местом ненависти является
сердце.
Слов о «что -либо» является общим. То есть: даже если
ненавидит лишь одну вещь, и даже если эта вещь является чем -то
из достоверной Сунны.

16

Слова «из того, с чем пришел» являются именем,
объединяющим все, с чем пришел Посланник, мир ему и
благословение Аллаха . Оно о значает все, что пришло в религии и
включает то, что п ришло в Коране.
Слова «даже если сам совершает это» то есть станет
неверующим, даже если сам совершает это.
Вопрос: Э то действие, выводящее из Ислама, называ ю т
«положение ненавидящего религию». То, с чем пришел Посланник,
мир ему и благословение Аллаха, делится на два вида:
1. Убеждения;
2. Действительные повеления. Они включают столпы,
обязанности, сунны .
И кто возненавидит какую -либо вещь из этих двух
категорий, станет неверующим.
Вопрос: П римеры данного действия, выводящего из Ислама.
Примерами этого являются: ненавидеть отпускание бороды,
многоженство, хиджаб, ненавидеть призыв к одобряемому и
запрет порицаемого, борьбу на пути Аллаха и так далее.
Для вынесения решения о неверии ненавидящ его [что -либо
из религии ], имеется дв а услови я:
1. Чтобы он знал, что эта вещь достоверно установлена в
Коране и Сунне. Если он узнает о её достоверности, но будет
отрицать и ненавидеть её, то станет неверующим;
2. Необходимо чтобы эта вещь была единогласной. Если же
он будет ненавидеть то, в чем есть разногласие, он не становится
неверующим? Мы говорим, что в этом есть разногласие.
Вопрос: В чем разница между ненавидящим узаконенность
дела и тем, кто испытывает отвр ащением к этому делу? Между
ними имеется различие. Суть ю этого действия, выводящего из
Ислама, является ненависть к узаконенности любой вещи, с
которой пришел Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и
приветствует. Что же касается того, чтобы не ненавид еть
узаконенность эт ой вещ и, однако , просто не желать её и
чувствовать отвращение к её совершению , то совершающий это
не входит в это действие, выводящее из Ислама. К примеру , если
жена возненавидит узаконенность многоженства, то станет
неверующей . Н о если она не будет ненавидеть узаконенность,

17

однако не захочет и будет чувствовать отвращение к тому , чтобы
ее муж женился на других, то это не будет входит ь в данное
действие , выводящее из Ислама .
Вопрос: Указывает ли отсутствие совершения чего -либо
прик азанного на его ненависть? Не указывает, поскольку человек
может не выполнять некоторые повеления из -за лени или страсти,
при этом не испытывая ненависть к Шариату. Поэтому тот, кто
сбрил бороду или оставил хадж по лени, не входит в это.
Действие шестое
Сказал шейх Мухаммад ат -Тамими : « ... Шестое: кто
посмеется над чем -нибудь из религии Посланника (да благословит
его Аллах и приветствует), или награды Аллаха, или Его
наказания, станет неверующим. Доказательством являются слова
Всевышнего: «Если ты их спросишь, они непременно скажут:
«Мы только болтали и забавлялись». Скажи: «Неужели вы
насмехались над Аллахом, Его аятами и Его Посланником?
Не извиняйтесь. Вы стали неверующими после того, как
уверовали»» («Ат -Тауба, 65 -66)» .
«Это действие, выводящее из Ислама, имену ется «насмешка
над религией». Автор упомянул доказательство на него – слова
Всевышнего: «Неужели вы насмехались над Аллахом, Его
аятами и Его Посланником ? ...» . Что же касается переданного
единогласного мнения, то сказал ибн Хазм в «аль -Махалли» (том
13, стр. 498): «Что же касается того, что поругал Аллаха, то нет
на поверхности земли мусульманина, который бы противоречил
тому, что такой человек является неверующи м». Передал
единогласное мнение также Абу аль -Аббас ибн Теймия, в своей
книге «ас -Сорим аль -Маслюль» (стр. 512) , передав несколько
единогласных мнений на то, что тот, кто поругал Аллаха и Его
Посланника, стал неверующим. Из них единогласные мнения
Исхака б ин Рох авия, Мухаммада бин Сахнуна из маликитов. Он
также передал слова о такфире того, кто поругал Аллаха и Его
Посланника, от Шафии, Ахмада, аль -Къоди Аби Йа ’ля.
Но тут кто -то может сказать: «Эти единогласные мнения
касаются ругания, а это насмешка». Насм ешка входит в ругание.
Для того, чтобы понять это, н еобходимо узнать смысл «ругания».

18

Ругание в общем смысле – это упоминание о человеке того, ч то ему
не подобает . И если ты очернил человека, или посмеялся над ним,
или проклял его, то это все будет являться руганием. А ругание в
частном смысле будет означать сильное поношение.
Вопрос: Примеры насмешки над религией Посланника, да
благословит его Аллах и приветствует. Как, например, говорить ,
что «это религия является отсталой или причиной о тст авания », или
что «Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) яв ляется
следующим страстям », или что «Рай и Ад являются забавой» и так
далее.
Вопрос: Когда насмешка будет являться выводящей из
Ислама? В этом имеются детали:
1. Если посмеялся, имея в виду само подчинение и религию,
как в примерах, которые были приведены выше , то совершивший
подобное становится неверующим. И это тот вид, на который
пришли доказательства , поскольку [человек, о котором был
ниспослан аят ], посмеялся над религией и подчинением;
2. Если имел в виду человека, над которым посмеялся. Как,
например, если насмехался над человеком, придерживающимся
религии, посмеявшись над его бородой, или его одеж дой, при этом
имея в виду самого человека, по причине того, что между ним и
этим человеком имеется вражда, или нечто подобное. Данный вид
не считается выводящим из Ислама, однако является запретным,
а также хулой и большим грехом;
3. Если не имел в виду ни религию, ни самого человека, но
стремился рассмешить людей , к ак, например, прочитал аят
смешным голосом или способом , либо сказал что -либо из хадиса,
стремясь рассмешить людей , как: «Да будут есть вашу еду
спящие !» (В хадисе пришла мольба за того, кто накормил тебя : «Да
будут разговляться у вас постящиеся, и да будут есть вашу еду
благочестивые! »). То в этом виде необходимо исследование .
Вопрос: Положение насмешки над учеными и требующими
знания: является ли это действием, выводящим из Исл ама? В этом
имеются детали:
1. Если посмеялся над ними из -за их религии, то это
является действием, выводящим из Ислама, поскольку
посмеявшийся имел в виду религию;

19

2. Если посмеялся над ними из -за вражды с ними, как,
например, тот, кто смеется над служебн ыми людьми, то это
является малым неверием;
3. Если насмешка над людьми, которые придерживаются
религии, является для человека привычным делом, или же он
много шутит над ними, то это является действием, выводящим из
Ислама . На это указывает хадис о походе на Табук, когда
некоторые обобщенно сказали: «Мы не видели подобных нашим
чтецам ...» . Сюда же относится насмешка над людьми в
обобщенном виде.
Вопрос: Некоторые молодые люди иногда говорят: «Да ты
экстремист», или «ты ученый усуль аль -фикх». Когда им что -нибудь
говорят, они отвечают: «Ты отсталый». Является ли это
насмешкой? То, что мне ясно из этого, это то, что это не является
насмешкой над религией. Э то насмешка над человеком, то есть,
таким образом, он смеется над светскими людьми, которые
говорят подобные вещи.
Вопрос: Какого положение слов отца, который, когда его
сына призывают к Аллаху, говорит: « Я не хочу для него
сложностей» , или «я боюсь для него осложнений» ? Является ли это
насмешкой над религией? В этом имеются детали . Е сли он сказал
эти слова, в то время как сам любит поклонения и религию, то его
положение подобно положению тех, кто возненавидел людей,
придерживающихся религии, по причине в ражды к ним, то есть
это является большим грехом и малым неверием. Если же он
сказал эти слова, ненавидя религию, то это считается действием,
выводящим из Ислама.
Вопрос: Какого положение того, кто сказал о некоторых
религиозных обрядах, что они являются « оболочкой» ( «скорлупой »)?
Является ли это насмешкой над религией? В этом имеются детали.
Если он имел в виду то , что в Исламе имеются основы и
ответвления, что есть вещи основные и остальные , которые не
являются основными, то это не считается насмешкой над
религией. Однако, является ошибкой использование подобного
выражения, поскольку данное выражение противоречивое : в нём
есть и истина, и ложь. Сказал Всевышний: «О те, которые
уверовали! Не говорите Пророку: «Заботься о нас», а
говорите: «Присматривай за н ами» ...» («аль -Бакара, 103) .
Поэтому, использование подобного противоречивого выражения
не дозволено . Е сли же человек хочет сказать этими словами, что
некоторые части религии и её положения являются пустяковыми,

20

и что им нет цены, то это считается насмешк ой над религией и
действием, выводящим из Ислама.

Действие седьмое
С казал шейх Мухаммад ат -Тамими : « ... Седьмое: колдовство, и из
его разновидностей «ас -Сорф» и «аль -Атф». Тот, кто совершил его,
либо доволен им, является неверующим. Доказательством этого
являются слова Всевышнего: «Но они (ангелы) никого не
обучали, не сказав: «Воистину, мы являемся искушением, не
становись же неверующим» . («аль -Бакара, 102) ».
Языковое значение слова «ас -сихр» (колдовство). «Сихром »
называется то , причина чего скрыта и незаметна. От этого пошло
название конца ночи – «ас -сахар», поскольку она является
скрытой.
Шариатское значение слова «ас -сихр» . Из -за наличия
множества видов, у колдовств а не существует точного
определения. Каждый из них нуждается в отдельном определении .
Однако колдовств у можно дать приемлемое обобщенное
определение: это имя, собирающее специальные действия, такие
как зачаровывание взора , а также скрытые запретные вещи.
Вопрос: Когда колдовство становится действием,
выво дящим из Ислама? После изучения видов колдовства, станут
ясными те виды, которые выводя т из Ислама , поскольку не
каждый из них является выводящим из Ислама . Колдовство
бывает следующих видов:
1. Колдовство, совершаемое при помощи заклинаний,
заговоров и талисманов. Шариатское определение данного вида :
это совершение заклинаний и заговоров, которые, с дозволения
Аллаха, разлучают человека с его супругой (или супругом). Данное
определение для этого вида колдовства дал ибн Кудама. Это т вид
является выводящим из Ислама, поскольку включает в себя
обращение за помощью к шайтанам, а также действия,
являющиеся большим многобожием. Из примеров данного вида
так называемый «ас -Сорф» (отворот) – отворачивание человека от
того, кого он любит, как жена или ребенок. К нему же относится

21

«аль -Атф» (приворот) – склонение человека к любви того, кто
ранее ему был ненавист ен . «Аль -Атф» является
противоположностью «ас -Сорфа» . К данному виду колдовства
также относится «ат -Тахйиль» (зачаровывание взора) –
представление глазам того, что противоположно
действительности, как, например, представление человеку
веревки змеёй. Данный вид колдовства использовали колдуны
Фараон а, как сказал Всевышний: «И тут ему представилось,
что их веревки и посохи от их колдовства пришли в
движение» («Та ха», 66). К этому же виду относятся цирковые
номера, когда колдун отрезает человеку голову, а затем снова
приделывает её, или заставляет чайник сам по себе двигаться над
людьми , или входит через дверное отверстие, или съедает змею,
или тянет машину своими волосами и тому подобное. Это входит в
колдовство, выводящее из Ислама . И его правило – совершать
вещи, которые не существуют в реальности, и не по силам
человеку. Что же касае тся того, что под сил у некоторым людям,
которым Аллах даровал силу тела, что они, например, сгибают
железо, то это не относится к колдовству, выводящему из Ислама.
Однако летание в воздухе, либо хождение по воде – это все из
колдовства «ат -Тахйиль» (зачаро вывания взора);
2. Колдовство, совершаемое с помощью снадобий и зелья –
собранных средств, воздействую щих на головной мозг, и ведущих
к галлюцинациям . В этом виде колдовства среди ученых
существует разногласие:
Первое слово, - и это слово имама аш -Шафии , - что данный
вид колдовства не является неверием, и что совершающий его не
является неверующим. Но он является несправедливостью,
попиранием прав других и распространением нечестия на земле.
Те, кто придерживается данного слова, сказали так, поскольку в
данном виде колдовства нет места для шайтанов. И это передача
мазхаба;
Второе слов о, что он является неверием, поскольку входит
в рамки определения колдовства, а это использование скрытых,
неизвестных вещей для помутнения и изменения разума и
поведения люд ей . Те, кто придерживается данного слова, привели
общие доказательства, такие как слова Всевышнего: «Они
после довали за тем, что читали дьявол ы ...» и до конца аята
(«аль -Бакара», 102) , и аят : «Они веруют в джибта и тагута» («ан -
Ниса», 51) , где «джибт» - это колдовство. А т акже хадис
«Остерегайтесь совершения семи губительных грехов» (аль -

22

Бухари, Муслим). Сказал шейх Сулейман бин АбдуЛлах в своей
книге «Тайсир аль -Азиз аль -Хамид» (стр. 335) в главе «Колдовство»,
после того, как привел разногласие между эти ми двумя словами:
«Тот, кто не считает [занимающегося колдовств ом ] неверующим,
по причине того, что полагает, что это возмож но без
многобожия, то это не так. Колдовство, исходящее от шайтанов,
не совершается, кроме как с многобожием и поклонением
шайтанам и звёздам. ... Что же касается колдовства ,
совершаемого с помощью снадобий, как дым и прочих, то это не
является тем колдовством, но является запретным по причине
своего вреда. И с овершающий его порицается сильным
порицанием ».
Автор имел в виду первый вид колдовства. Что же касается
второго, то он является выводящим из Ислама для того, кто
считает его неверием, и не будет таковым согласно второму слову,
пока над человеком не установ ится довод, по причине наличия
разногласия. И в тех вопросах, которых имеется разногласие,
человек оправдывается по невежеству, но в том, чем есть
единогласное мнение, он не считается оправданным по
невежеству, если жил среди мусульман.
Автор разделил колд овство на два вида:
1. Касающ ее ся действия;
2. Касающ ее ся убеждения.
[Что касается первого вида, то он ] сказал: «т от, кто
совершил его» - то есть колдовство, в которое входят «ас -Сорф» и
«аль -Атф». Такой становится неверующим лишь по причине его
совершения, несмотря на убеждение, даже если скажет: «Я
ненавижу колдовство, и считаю, что он не дозволен, но совершил
его по причине мирских благ и прибыли».
Второй вид – колдовство, касающееся убеждения . Сказал
автор: «... либо доволен им» . Союз «либо» о значает, что это
отдельный вид, различный от первого. Тот, кто доволен
колдовством, становится неверующим, даже если не совершил его.
Вопрос: Почему автор упомянул колдовство, но умолчал о
колдуне? Колдуна можно узнать по содержащемуся в этом смыслу .
Если это колдун, совершающий первый вид колдовства
(совершаемый при помощи заклинаний, заговоров и талисманов),
то он неверующий по единогласному мнению, и его Ислам
недействителен. Если же это колдун, совершающий второй вид

23

колдовства (совершаемый при по мощи снадобий и зелья), то в его
положении имеется разногласие, точно также, как имеется
разногласие в самом виде колдовства: есть те, которые вынесли
ему такфир, и есть те, которые сказали, что это малое неверие.
Вопрос: Можно ли лечиться колдовством? В э том есть
детали:
1. Тот, кто отправится к колдунам, будучи убежденным в их
правдивости и том, что они знают скрытое, то он является
неверующим, и его Ислам недействителен, в соответствии с
хадисом: «Кто придет к предсказателю и поверит в то, что он
говорит , тот станет неверующим в то, что было ниспослано
Мухаммаду (мир ему и благословение )» (Передал Абу Дауд) ;
2. Тот, кто не отправляется к нему для лечения, однако
сделает то, о чем его попросил колдун, как жертвоприношение
джинну, или жертвоприношение без упоминания имени Аллаха ,
или любую вещь, которой довольны шайтаны, то станет
неверующим, и его Ислам станет недействительным, потому что
это само по себе является неверием;
3. Тот, кто отправится к колдуну, желая вылечиться, при
этом, не веря колдуну, и не совершая действий, являющихся
неверием, однако сделает это из -за необходимости и стремления
избавиться от болезни, то в этом есть разногласие среди
обладателей знания :
1 - Ханбалиты дозволяют это в случае крайней
необходимости, при условии, что человек не будет верить в
скрытое, и не будет совершать действия, являющиеся неверием ;
2 - Другие говорят о не дозволен ности , по причине текстов,
указывающих запретность этого и запретность посещать
колдунов, как хадис о посещении предсказателя (см. выше) , а
также хадис, переданный Абу Хурайрой: «Сторонитесь семи
губительных грехов» . И смысл сторонения - чтоб ты был в одной
стороне, а эта вещь в другой.
И правильным мнением из этих двух является второе. Что
же касается первого, то оно очень слабое. Как же можно
расплатиться за здоровье человеческого тела, тем, что
вероубеждение испортится?! Однако данный вид (посещение
колдуна, не веря ему, и не совершая действий, содержащих
неверие) не считается сам по себе выводящим из Ислама, по

24

причине наличия разноглас ия, и оправдывается в нем человек по
невежеству.
Действие восьмое
Сказал шейх Мухаммад ат -Тамими : « ... Восьмое: помощь и
поддержка многобожников против мусульман. Доказательство м
на это являются слова Всевышнего: «Если же кто -либо из вас
считает их своими помощниками и друзьями, то он сам
является одним из них » («аль -Маида», 51) ».
«Это действие, выводящее из Ислама, очень важн о, особенно
в настоящее время, по причине побед многобожников и слабости
мусульман, а также по причине попадания некоторы х из
мусульман в это действи е, в силу его распространенности и
преобладания.
Вопрос: Доказательства на это действие. Автор упомянул
одно доказательство - слова Всевышнего: «Если же кто -либо из
вас считает их своими помощниками и друзьями, то он сам
является одним из них » («аль -Маида», 51) . Было также передано
единогласное мнение на то, что помощь многобожникам против
мусульман является неверием .
Сказал шейх ибн Баз в «Фатава» (то м 1, стр. 274) : «Ученые
Ислама единогласны в том, что тот, кто помог неверующим
против мусульман любым видом помощи, является неверующим,
подобным им».
Вопрос: К чему ведет помощь многобожникам против
мусульман?
1. К возвышению неверия;
2. К оставлению Ислама без помощи;
3. К тому, что религия неверия получает власть над
убеждениями мусульман.
Вопрос: Виды помощи и поддержки [многобожников против
мусульман ], которые делаю т Ислам недействительным:

25

1. Помощь им против мусульман из -за любви к религии
невер ующих, либо любви к их законоположениям, либо из -за
довольства к их религией. Это считается действием, выводящим
из Ислама. Ибн Джарир ат -Тобари в своем тафсире к аяту «Если
же кто -либо из вас считает их своими помощниками и
друзьями, то он сам является од ним из них » сказал: «Кто взял
их своими помощниками и друзьями и помог им против верующих,
то он из приверженцев их религии . П оскольку не берет кто -либо
кого -нибудь помощником и другом, кроме как будучи довольным
его религией и тем, на чем он . А если же он станет доволен их
религией, то будет враждовать и питать злобу к тому, что
противоречит ей. Поэтому, его положение становится таким,
как и у них ». Сущность этого действия, выводящего из Ислама,
заключается в довольстве неверием и его признанием, а тот, кто
довольствовался неверием, является вероотступником. Сказал
Всевышний: «Вот Ибрахим сказал своему отцу и народу :
«Воистину, я непричастен к тому, чему вы поклоняетесь »
(«аз -Зухруф», 26) . И пришло в хадисе: «Кто ска жет «нет божества
достойного поклонения, кроме Аллаха» и прояви т неверие в то,
чему поклоняются помимо Аллаха, то его кровь и имущество
станут запрет ны» (Муслим) .
2. Помощь им и поддержка против мусульман, при этом
ненавидя их религию, однако если результатом это поддержки
стал и сила и победа неверующих. Сказал ибн Хазм в «аль -
Мухалля» (том 13, стр. 138): «Что же касается т ого из
мусульман, из числа стоящих на границах (муджахидов) , ко торого
его пыл побудил к обращению за помощью к военным
многобожникам, и он предоставил им (многобожникам) волю
убивать мусульман, против оречащих ему , и ли забирать их
имущество, или пленить их женщин , то , если мусульмане
преобладают и руководят ими (многобожниками) , а неверующие
словно их подчиненные, он является погибши м , совершивши м
очень пороч ный поступок . Но он не становится из -за этого
неверующим, поскольку он не совершил того, чтобы стало
причиной его неверия. Если же неверующие будут иметь над ним
власть, то он станет по причине этого неверующим. А если он и
неверующие будут одинаковы, и не будет кто -то из них иметь
руководство над другим, то мы не считаем такого неверующим ».
3. Кто помог многобожникам против мусульман, даже
ненавидя при этом самих многобожников, но по причине его
помощи , над мусульманами многобожники обрели силу и мощь, то
он является неверующим.

26

Вопрос: Какие бывают виды поддержки и помощи
многобожников? К ним относятся: военная помощь, материальная
помощь, политическая помощь, помощь мнением и мыслью,
помощь советом, а также их защита.
Вопрос: Совре менные вопросы, касающиеся помощи
многобожников.
Здесь можно рассмотреть вопрос п омощ и и поддержки
социалистических и коммунистических партий в любой из
исламских стран, когда она оказывается с целью их прихода к
власти. Поскольку, это включает в себя получение ими силы и
власти, и, следовательно, к их навязыванию мусульманам
коммунизма. И это вход ит в слова ибн Хазма (см. выше), как и
помощь светским партиям в любом государстве и в любой форме
для того, чтобы они пришли к власти, потому что это включает
навязывание неверия мусульманам.
Под словами автора «помощь многобожникам»
подразумеваю тся те, в отношении кого установлено, что они
являются многобожниками. К ним же относятся неверующие. И
это независимо от того, оказывается ли помощь многобожник ам,
которые являются согражданами исламско го государств а, или же
тем, которые граничат с ним. И независимо от того, является ли
эта помощь постоянной, или же временной – все это является
неверием.
Под с лова ми «против мусульман» подразумевается каждый,
кто сказал «нет божества, достойного поклонения, кроме Аллах а» и
не совершил действия, выводящего из Ислама. И поэтому, слов а
«против мусульман» включа ю т в себя несколько групп:
1. Помощь неверующим против мусульман -единобожников;
2. Помощь неверующим против мусульман -ослушников ;
3. Помощь неверующим против мусульм ан -притеснителей.
Что же касается того, кто помогает неверующим против
нововведенцев, то в этом имеются детали:
1. Если это нововведение, по причине которого они не
становятся неверующими, то, если он поможет неверующим
против них, его Ислам становится недействительным, потому что
[данный вид нововведенцев ] входя т в понятие Ислама;

27

2. Если же это нововведение , по причине которого они стали
неверующими, к ак например, если они поклоняются кому -то,
помимо Аллаха, то, если он поможет неверующим против них, это
не считается действием, выводящим из Ислама. Это уже касается
вопроса помощи неверующим против неверующих, поскольку эти
нововведенцы , в действительности , являются неверующими, даже
если именуют себя мусульманами.
Вопрос: Помощь неверующим против неверующих,
независимо от того, являются ли те, против кого помогают ,
изначальными неверующими, как иудеи и христиане, или ж е
именуют себя мусульм анами, однако совершают какое -либо
действие, являющееся неверием. В этом вопросе среди
обладателей знания имеется разногласие: есть те, кто запретил
это, и есть те, кто дозволил, но при определенных условиях. В
любом случае, помощь неверующим против неверу ющих не
является действием, выводящим из Ислама.
Вопрос: Те вопросы помощи и поддержки, которые
предшествовали, касаются ситуации, когда идет война между
мусульманами и неверующими, и кто -либо помогает неверующим
против мусульман. Что же касается просьбы о помощи, то данный
вопрос отличается. Это ситуация, когда идет война между
мусульманами, и одна из сторон мусульман просит у неверующих
помощи над друг ой . И в этом заключается смысл вопроса
обращения за помощью к неве рующим для сражения с другими
мусульман ами. В положении того, кто обращается за помощью,
имеют ся детали:
1. Если мусульмане, которые обращаются за помощью к
неверующим, сильнее и мощнее их, а неверующие, к которым
обращаются за помощью, - слабее, и если после войны у этих
неверующих не будет с илы и мощи, то в этом имеется разногласие
между обладателями знания. Часть из н их дозволила это, но
большинство ска за ло о запретности этого , кроме как при крайней
необходимости. Этот вопрос называется вопросом обращения за
помощью к многобожникам. Те, которые дозволили это, упомянули
ряд условий:
а) Чтобы сила и руководство войной была у мусульман;
б) Чтобы неверующие были слабее, и чтобы мусульмане
находились в безопасности от их зла и вероломства;
в) Наличие реальной крайней необходимости, а не
вообра жаемой.

28

И суть в том, что данный первый вид не является
действием, выводящим из Ислама.
. Если же мусульмане, которые обращаются за помощью к
неверующим, слабее их, и они обратились к более сильным
неверующим, так, что если эти слабые мусульмане одержат верх,
то мощь и победа над проигравшими мусульманами будет у
неверующих, к которым обратились за помощью, то это считается
одним из действ ий , выводящи х из Ислама. Потому что, это
заключает в себе то, что неверующие навяжут мусульманам
неверие или его обряд ы. И на это также распространяются
предыдущие слова ибн Хазма.
В вопрос обращения за помощью входит также вопрос
политических союзов и объединений, как, например, если
некоторые мусульмане заключили союз с коммунистическими или
светскими партиями с целью п олучить власть. В этом имеются
такие же детали. Но является ли это действием, выводящим из
Ислама или нет? Что касается запретности этого, то в этом нет
сомнений , по причине хадиса, переданного имамом Муслимом ,
когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Возвращайся , ибо я не обращаюсь за помощью к многобо жникам ».
Если некоторые мусульмане заключат союз с неверующими
партиями, так, что, если они получат власть, то неверующие
навяжут мусульма нам свое многобожие и светские идеи, а также
окажут на них влияние своими убеждениями неверия, то это будет
являться действием, выводящим из Ислама. Но если эти
неверующие партии будут слаб ее , у них не будет силы и они будут
подчиняться мусульманам, так, ч то если мусульмане и те, с кем
они заключили союз, придут к власти, то неверующие партии не
смогут навязать мусульманам свои убеждения, и не будет у них
силы, и будут над ними верховенствовать положения Ислама, то
данное обращение за помощью к этим партиям и не является
действием, выводящим из Ислама. Однако заключивший с ними
союз является погибшим, совершившим очень порочный
поступок, как об этом сказал ибн Хазм, и на это также указывает
хадис, переданный имамом Муслимом : «Возвращайся , ибо я не
обращаюсь з а помощью к многобожникам ». Но это не будет
являться действием, выводящим из Ислама.

29

Действие девятое
Сказал шейх Мухаммад ат -Тамими : « ... Девятое: кто
убежден, что некоторым людям позволительно выходить за рамки
шариата Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует),
подобно тому, как было позволено выйти Хидру за рамки шариата
Мусы (мир ему), тот неверующий».


«Данное действие, выводящее из Ислама, относитс я к
действиям, касающимся послан ничества , поскольку из смыслов
свидетельства Пророку (да благословит его Аллах и приветствует)
посланничеством является отсутствие выхода за рамки его
шариата. Кроме того, это входит в единобожие в следовании.
Сказал автор: «кто убежден, что некоторым людям
позволительно выходить за рам ки шариата Мухаммада (да
благословит его Аллах и приветствует) ...» .
Это действие, выводящее из Ислама, в действительности,
обращено к суфиям и тем, кто убежден, что живые угодники
имеют право выхода за рамки Шариата. Доказательство этому
передал ибн Теймия в «Фатава» (том 10, стр. 434 -435) , упомянув
несколько положений: «Кто убежден в том, что обязательность
молитвы (намаза) спадает с некоторых знающих шейхов, ... или в
том, что у Аллаха есть особенные рабы, на которых не лежи т
обязательность совершен ия молитвы , ... или в том, что у Аллаха
есть особенные рабы, которые не нуждаются в следовании
Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха), и они не
нуждаются в нем, подобно тому, как не нуждался Хидр в Мусе
(мир ему), ... И кто убежден, что подобные люди я вляются
угодниками, тот является неверующим по единогласию имамов
Ислама».
И передал автор книги «аль -Икъна ’»: «Кто убежден в том,
что некоторым людям позволительно выходить (за рамки
Шариата), тот неверующий ».
Слова автора «кто убежден» указывают на то, что данное
действие, выводящее из Ислама, касается убеждения, в отличие от
предыдущего, которое касается действия.

30

Под с лова ми «что некоторым людям» подразумеваются
живые угодники или знающие шейхи, как говорят суфии.
Слово «позволительно » то есть : не нуждается в Шариате , и
что Шариат не обязателен для него.
Под с лова ми «за рамки шариата Мухаммада (да
благословит его Аллах и приветствует) » имеется в виду религия
полностью, то есть убежден, что ему дозволено не придерживаться
ничего из рели гии, независимо от того, является ли это столпами
Ислама, или обязанностями, или даже сунной.
Слова «как было позволено выйти Хидру »: история Хидра
упомянута в суре «аль -Кахф».
Слова «тот неверующий» то есть: большим неверием,
выводящим из религии.
Действие десятое
Сказал шейх Мухаммад ат -Тамими : « ... Десятое:
отворачивание (уклонение) от религии Аллаха , не изучая её и не
действуя по ней , и д оказательством являются слова Всевышнего:
«Кто может быть несправедливее того, кому напомнили об
аятах его Господа, после чего он отвернулся от них?
Воистину, мы отомстим грешникам» («ас -Саджда», 22) ».
«Что означает отворачивание? Отверну ть ся - значит уйти,
показывая свой бок.
Вопрос: Когда отворачивание будет действием, выводящим
из Ислама? Это зависит от его вида.
Тот вид, который упомянул автор, - это полное
отворачивание от религии, не изучая её и не действуя по ней.
Сказал автор: «отворачивание (уклонение) от религии Аллаха, не
изучая её и не действуя по ней» . Т о есть такой произносит «нет
божества, достойного поклонения, кроме Аллаха» и выдает себя за
мусульманина , но что касается остального в религии, то
отворачивается от этого: не совершает молитву, не постится, не
совершает хадж, не оставляет запретное, не выполняет

31

обязательное. Это что касается действия. Подобно этому
отворачивание от изучения этих дел. После этого автор упомянул
доказательство - слова Всевышнего «Кто может быть
несправедливее того, кому напомнили об аятах его Господа,
после чего он отвернулся от них? ...» . И п оложение этого –
не действительность Ислама .
Виды отворачивания от религии:
1. Полное отворачивание, как уже было сказано;
2. Частичное отворачивание от действия, оставление
которого является неверием, или того, что является условием
действительности имана (веры) . Как, напр имер, говорить, что «нет
божества, достойного поклонения, кроме Аллаха», и действовать
по Исламу, но отворачиваться от изучения единобожия в
божественности (таухид аль -улюхия) , или отворачиваться от
убеждения в том, отсутствие чего является неверием . Пример
этого – хадж. Тот, кто отворачивается от хаджа: не совершает его,
отворачивается от убеждения того, что он является столпом
Ислама, не интересуется им вообще – то этот вид считается
неверием и действием, выводящим из Ислама. Мы уже разбирали
в кон це книги « Кашф аш -Шубухат» («Отведение сомнений»)
положение того, кто отвернулся от действия согласно единобожию
в божественности. И из примеров частичного отворачивания
действием – отворачивание от совершения молитвы и её
оставление по лени. Такой человек является неверующим;
3. Отворачивание от некоторых обязательных предписаний,
не совершая и не изучая их, но тех обязательных предписаний,
оставление которых не является неверием. Данный вид не
является выводящим из Ислама, а иначе это означало бы неверие
совершающего большие грехи. Как, н апример , некоторые
мусульмане отворачиваются от некоторых обязательств, не зная о
них, и не действуя по ним. Данный вид отворачивания является
запретным (мухаррам);
4. Отворачивание от сунн: не изучая их и не действуя по
ним. Под суннами имеется в виду то, оставление чего не является
грехом. Этот вид не является ни выводящим из Ислама, ни
запретным (мухаррам), но является нежелательным (макрух) ,
поскольку изучение сунны и действие по не й является сунной.
И это последнее из действий, выводящих из Ислама.
Становится ясно, что среди этих действий имеются действия,
касающиеся убеждени я, как, например, четвёртое и девятое, и

32

имеются среди них те, что касаются действия, не смотря на
убеждение, как первое, второе, шестое и восьмое.

Заключение
Сказал шейх Мухаммад ат -Тамими : « ... И нет разницы во
всех этих действиях, выводящих из Ислама, между шутящим ,
совершающим всерьёз и боящимся , кроме как принужденного .
Все эти действия являются самыми опасными и
распространенными, поэтому мусульманин должен остерегаться
их и бояться за себя. И мы ищем у Аллаха защиты от того, что
вызывает Его гнев и Его мучительное наказание. Мир и
благословение лучшему творению – Мухаммаду, а также его семье
и сподвижникам ».

Сказал автор: «И нет разницы во всех этих действиях» .

То есть , кто бы из утверждающих о своем Исламе не совершил их,
- его Ислам становится недействительным. Даже если
совершивший их будет первым из тех, кого упомянул автор, - тем ,
кто совершил действие, выводящее из Ислама, шутя и забавл яясь,
при этом намереваясь совершить само действие . Сказал автор
«Кашф аль -К ъона’» в главе «Вероотступник» , после того, как
упомянул действия, выводящие из Ислама: « ... Даже если было
совершено в шутку, и указывают на это слова Всевышнего: «Если
кто -нибудь из вас отступит от своей религии...» . Они
являются общими как для шутящего, так и говорящего всерьёз .
На это также указывает хадис , передаваемый от ибн Аббаса:
«Если кт о-то поменяет свою религию (Ислам), то убейте его».
Данный хадис также является общим для поменявшего свою
религию , в независимости от того, совершил ли он это в шутку,
либо всерьёз . Также на это указывает то, что сказали лицемеры
при походе на Табук, поскольку они совершили действие,
выводящее из Ислама, насмехаясь и шутя , но вместе с этим не
были оправданы ».
Второй из тех, кого упомянул автор, - тот, кто совершил
действие, выводящее из Ислама всерьёз. Это тот, кто намеревался
совершить данное действие , будучи убежденным в этом.

33

Третий – боящийся . Под «боящимся » имеется в виду тот,
который не оправдан своей боязнью, как, например, тот, кто
боится ругани или упреков, если не совершит действие,
выводящее из Ислама , или боится уменьшения мирских благ.
Это те же самые оправдания, которые мы встретили в конце
книги «Кашф аш -Шубухат» . Они касаю тся того, кто боится
уменьшения мирских благ, или уменьшения положения и т.д.
Слова ми «кроме как принужденного» автор исключил лишь
принужденного, с условием, чтобы принуждение было укрытием и
спасением. Как, например, если его убьют, если он не совершит
действие, выводящее из Ислама, или же возьмут из его имущества
столько, что он не сможет это вынести, или это на вредит ему. Это
тот же вопрос, что мы рассматривали в конце книги «Кашф аш -
Шубухат».
Доказательством того, что принуждение является
оправданием, являются слова Всевышнего: «не на тех, кто был
принужден к этому, тогда как в его сердце покоилась
твердая вера » («ан -Нахль», 106) .
И нам осталось упомянуть лишь о том, кого не упомянул
автор – невежде. Мы уже коснулись этого вопроса в начале шарха,
и мы говорим , что невежество бывает связанно либо с
отворачиванием (уклонением) , или небрежностью и халатностью,
- и тогда оно выводящее из Ислама , - либо же оно связано с тем,
что до человека не дошел довод . И таких мало: новообращенные,
или те, кто жили или выросли в странах неверующих, или
сумасшедший.
Что касается человека, совершившего ошибку в толковании ,
то в этом имеются детали. Если его истолкование касается
вопроса, в котором есть единогласное мнение, и который
обязательно знать каждому мусульманину, то его толкование в
этом не принимается. Как если он принес жертву не Аллаху,
ошибшись в толковании, то эт о является действием, выводящим
из Ислама.
Что же касается того, когда он ошибся в толковании в
вопросах, которых имеется разногласие , как вопрос не вынесения
такфира многобожникам , если он не вынес такфир какой -либо
группе, совершающей многобожие, неправи льно истолковав это,
то ему не выносится такфир. Также как и тому, кто не вынес
такфир простолюдинам рафидитов. Этот человек оправдывается

34

по причине своего ошибочного истолкования, и это не считается
действием, выводящим из Ислама.
И да благословит Аллах и приветствует нашего пророка
Мухаммада!