Резунков Обряд и ритуал с позиций мистагога

До загрузки: 30 сек.



Благодарим, что скачиваете у нас :)

Если, что - то:

  • Поделится ссылкой:
  • Документ найден в свободном доступе.
  • Загрузка документа - бесплатна.
  • Если нарушены ваши права, свяжитесь с нами.
Формат: pdf
Найдено: 17.09.2020
Добавлено: 20.09.2020
Размер: 0.63 Мб

Праздник – обряд ил и ритуал ?
Резунко:=.

В любой культуре есть традиция отмечать праздники. Праздник яey_ т-
ся одной из Z`guonhjfh[s_klенной жизни; он сyaZgkdjbabkgufbi е-
реломными моментами  жизни природы, общестZ и чело_dZ На каждом
празднике присутствует последоZl_evghklv дейст которая назыZ_lky р и-
туал или обряд. Не лишена такой традиции и русская культура.
Ритуал – термин, пришедший  русский язык из Еjhiu С латыни
ritualis переh^blky как обрядоuc (от ritus – религиозный обряд, торж е-
ственная церемония). В английском языке аналогичную нагрузку несут такие
слоZ как Ritual, rite, ceremony,  немецком – Ritus. Структуру ритуал а со-
стаey_l строго регламентируемая последоZl_evghklv акто (действий), в
том числе вербальных (песнопения и т. п.), сyaZgguo со спец иальными
предметами, изображениями, текстами и осущестey_fuo  услоbyo соо т-
_lklующей мобилизации настроений и чуkl\ дейстmxsbo лиц и групп 1.
В том же слоZj_ ритуал рассматриZ_lky как одна из форм симhebq_kdh]h
дейстby вы ражающая сyav субъекта с системой социальных отношений и
ценностей, лишённая какого -либо утилитарного или самоценного значения.
Под ритуалом понимается традиционный порядок про_^_gby какой -
либо церемонии , как праbeh религиозной . Но вот  биологии, напр имер,
ритуалом назыZ_lky стандартный сигнальный по_^_gq_kdbc акт, использ у-
емый жиhlgufbijbh[s_gbb^jm]k^jm]hf gZijbf_j[jZqgu_jblmZeu –
он и же брачные игры). В психологии, психосоматике и психиатрии ритуалом
яey_lky любое навязчивое действие, дв ижение , которое идёт неосознанно,
на подсознании .
Слоh «обряд» яey_lky исконно русским, общеславянским. Произво д-
ное от obręditi – «устроить», которое яey_lky префиксным образоZgb_f от
ręditi – устраиZlv приh^blv  порядок, улажиZlv . Исходное слоh – ряд. 2
Т.е. перhgZqZevgh обряд понимался как при_^_gb_ чего -либо  порядок
(ukljZbать в ряд, по порядку, упорядочиZlv) , затем , на осно_ этого, п о-
яbeky «обычай» (делать так, как привыкли).
В современном слоZj_ihdmevlmjheh]bbih^h бряд ом понимаются тр а-
диционные дейстby сопровождающие Z`gu_ моменты жизни и произво д-
ст_gghc^_yl_evghklb человеческого коллектиZH[jy^ukязанные с ро ж-
дением, сZ^v[hckf_jlvxgZauаемые семейными; сельскохозяйст_ggu_b
другие обряды – календарными. 3 Видимо, логичным будет предположить,
что обряд – это последоZl_evghklv дейстbc приh^ysbo к определённому
результату. Поэтому любой аграрный процесс – от подготоdb^hk[hjZmj о-
1 Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв,
П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983 2 Школьный этимологический словарь русского языка . Происхождение слов . —
М.: Дрофа . Н. М. Шанский , Т. А. Боброва . 2004 . 3 Большой толковый словарь по культурологии .. Кононенко Б.И.. 2003 .

жая, или производственный – от идеи до создания механизма , тоже можно
назва ть обрядом. И  сельском хозяйстве, и  промышленности процесс те х-
нологизируется, достигая определённого со_jr_gklа и аlhfZlbafZ Пр о-
исходит ритуализация процесса.
Любой праздник, будь он календарным или казуальным 4yey_lkyh[j y
^hf i_j_oh^Z I_j_oh^ ± это k_]^Z мистерия, требующая настроя, oh^Z и
обязательно того рубежа, который надо перейти. Это хорошо чуkl\m_lky 
ритуале Ноh]h года, когда месяц идёт напряжённая подготовка – уборка,
подарки, ёлка, завершение k_o дел, под_^_gb_ итого Затем пр аздничный
стол, речь президента, aju шампанского – а дальше пошло -поехало, кто h
что горазд. Настрой создаётся тем местом, где происходит действо. Не сл у-
чайно оно происходит ojZf_bebgZki_pbZevghh[hjm^h\ZgghciehsZ^d_ –
пространст_ijZa^gbdZ
В ч ём суть праздника? Жизнь шла -шла и вдруг начала даZlv сбои.
Жизнеустройстh начало рушиться, uoh^blv из нормального русла. И тут
hagbdZ_lihlj_[ghklvwlh`bag_mkljhcklо hkklZgh\blv.
Чело_d заметил, что сбои происходят  определённые моменты j_f е-
ни , сyaZggu_ с космической ритмикой , и,  перmx очередь, с движением и
пространст_gguf aZbfhjZkiheh`_gb_f космических тел (Солнца, Земли,
Луны и др.) . Человек даghgZqZe u^_eylv hkoh^b заход Солнца, полдень,
полнолуние и новолуние, солнцестояния и раg оденстby Эти моменты б ы-
ли наиболее критичными , и чело_d их использоZe как праздничные . А 
праздники, как известно, не работают. Здесь следует напомнить, что праз д-
ник – это не отдых, это особое время, протиhihklZленное будням.
Однако чаще эти обряды были не по случаю, а на предупреждение (пр о-
филактические). Регулярное исполнение обряда рано или поздно будет y о-
дить его русло ритуала – слоZ дейстby используемые атрибуты поlhj я-
ются, запоминаются, из разных ZjbZglh выбираются оптимальные. Нач и-
нает происходить естест_gguc процесс ритуализации обряда , где дейстb_
живое, ситуацией рождённое , нормами и праbeZfb скоZgh где сказать по -
другому не моги, дейстhih -другому не сотвори. И обряд превращается l е-
атр со своим сценарием, ролями, артистами.
Так обряд , который на мироустроение напраe_g , преjZsZ_lky  теа т-
ральное предстаe_gb_ и результат уже получается другой, потому что у и с-
полнителей другие задачи .
И hllmlqlh[uh[jy^ ритуал не преjZlbekyg_h[oh^bfhqblZlvag а-
ки. А для этого важно понимать, чем знак от симheZhlebqZ_lky.
Знак это материальный предмет (яe_gb_ событие), uklmiZxsbc  к а-
чест_ij_^klZителя некоторого др угого предмета, свойства или отношения
и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи соо б-
щений (информации, знаний). 5 Мы не будем забираться в философские д е-
бри, отметим только суть, что знак есть материальный предмет для передачи
4 Казуальный - случайный, совершающийся в зависимости от случая 5 Бирюков Б.В. Знак // Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. реда к-
ция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

информации. В другом слоZj_ 6 делается упор на то, что это материальный
чуklенно hkijbgbfZ_fuc предмет (яe_gb_ , событие, дейстb_) . Т.е.
данный предмет должен чуkl\_ggh срезонироZlv  твоём сознании, чтобы
стать для тебя знаком. Именно поэтому дZ разных человека, пройдя одним
путём, опишут его по -разному – каждый будет воспринимать лишь те знаки ,
которые резони руют. Соj_f_gghfm чело_dm проще k_]h понятие ‘знак ’
можно объяснить через его европейский , пролатинский аналог – сигнал (по
латыни – signum , англ. sign, фр. signe, нем. Zeichen, итал. signe) . Сигнал с о-
общает о каком -либо факте или побуждает к какому -либо дейстbx. 7
Слоh ‘симhe ’ имеет греческое происхождение (от греч. 
знак, опознаZl_evgZy примета) идея, образ или объект, имеющий собст_ н-
ное содержание и одноj_f_ggh предстаeyxsbc  обобщенной, неразве р-
нутой форме некоторое иное соде ржание. 8 Поэтому идолы, кумиры, столбы,
иконы яeyxlkyebrvkbfолами божест_gguokmsghkl_c.
Понятия ‘символ ’, ‘сигнал ’, ‘знак ’ даgh стали терминами и  разных
отраслях имеют различные значения. Однако на бытовом уровне их различие
можно объяснить, рассмотре дорожные знаки. Любой такой знак яey_lky
сигналом, регулирующим движение. При этом мы помним, что красный цвет
или воскли цательный знак яeyxlkykbfолом опасности.
Здесь, гоhjy о знаках, я предполагаю знаки ‘сur_ ’, знак и судьбы.
В.И.Даль  сhzf слоZj_ 9 так и определяет это понятие: ‘признак, примета,
отличие; предзнаменоZgb_ пред_klb_ чуkl\_gh_ доказательстh свид е-
тельстh чуkl\_gh_ изъяe_gb_ обнаружение чего -либо ’. Однако затем,
объясняя этимологию этого слоZ он расширяет границы – знакомый , зна е-
мый, известный, _^hfuc .
Если мистагог 10 умеет читать знаки и может своевременно напраblv
обряд на путь мироустроения – он то т, кого мы назыZ_f heo или жрец.
Если он наделён _ebdbfb знаниями, но не способен совершать обряд, это
хороший и знающий экскурсовод . Если у него просто хорошо под_r_g
язык, то он остаётся мистагогом в третьем смысле этого слоZ 11.

Важно не что ты делаешь, а какой результат получаешь. Ведь для сZ^ ь-
бы что Z`gh – чтобы семья ноZy  любb жила и  согласии, чтобы дети
рождались здоровыми и трудолюбивыми, и чтобы лад был.




6 Философская Энциклопедия. В 5-ти т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960 —1970. 7 Философский словарь — М.: Палимпсест, Издательство «Этерна». Андре Конт -Спонвиль. 2012 8 Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004. 9 Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 -1866. 10 Жрец, посвящавший в таинства во время мистерии [мистерия I] (у древних греков). // Толковый словарь
Ефремовой. Т. Ф. Ефр емова. 2000. 11 Мистагог (греч.  ). 1) у древних греков, наставник в таинствах. 2) в Сицилии, лицо, водившее
иноземцев в разные священные места. 3) теперь же так называют лиц, важничающих пустыми тайнами.
// Словарь иностранных слов, вошедших в сос тав русского языка. - Чудинов А.Н., 1910.

Сообщить о нарушении / Abuse

Все документы на сайте взяты из открытых источников, которые размещаются пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваш документ был опубликован без Вашего на то согласия.