ПЗ по ИЗЛ 3 курс РО

There is still time to download: 30 sec.



Thank you for downloading from us :)

If anything:

  • Share this document:
  • Document found in the public.
  • Downloading this document for you is completely free.
  • If your rights are violated, please contact us.
Type of: docx
Founded: 14.04.2018
Added: 01.05.2020
Size: 0.03 Мб


Тематика контрольных работ к зачету
Переходность, ее проявление в общественной и литературной ситуации рубежа веков. Основные литературные направления конца XIX – начала XX вв., их общая характеристика.
Вагнер и Ницше как знаковые фигуры европейской рубежной культуры. Поэтика лейтмотива Вагнера и философская концепция Ницше в книге «Так говорил Заратустра».
Философские основы декаданса на рубеже веков. Роман Гюисманса «Наоборот» – Библия декаданса.
Философские и литературные истоки французского натурализма. Черты натурализма в романе бр. Гонкур «Жермини Ласерте».
Философско-эстетические взгляды Э. Золя. Концепция «экспериментального романа». Ранний Золя.
Замысел и структура цикла «Ругон-Маккары» Э. Золя. Проблема творческого метода писателя. Особенности поэтики Золя.
Поэтика романа Э. Золя «Жерминаль». Тематическое и сюжетно-композиционное своеобразие. Система персонажей. Символика. Формы выражения авторской позиции.
Тема народного «бунта» в романе «Жерминаль». Композиционная роль массовых сцен в структуре романа. Проблема взаимодействия личности и массы, её решение. Проблема метода.
Новаторство Мопассана в жанре новеллы. Мастерство психологического анализа на примере анализа одной из новелл.
«Жизнь» как самый флоберовский роман Мопассана. Композиция. Три поколения дворянства в романе. Дихотомия природного и культурного в романе. Специфика пейзажа.
Поэтика мопассановского романа «Милый друг». Новые интерпретации романа: социальный текст, философский и мифологический подтекст. Жорж Дюруа и способы моделирования персонажа в романе.
Жанровая трансформация романа в творческой концепции Мопассана. Концепция «чистой психологии» Мопассана и ее реализация в романе «Пьер и Жан». «Гамлетовский» текст романа. Проблема метода.
Философский роман А. Франса. Поэтика романа «Преступление Сильвестра Боннара»: жанр, композиция, система персонажей.
Историософская концепция А. Франца в романе-памфлете «Остров пингвинов». Особенности проблематики и жанра.
«Жан-Кристоф» Р. Роллана: жанровое своеобразие, структура, основные символы романа. Проблема творческой личности в романе и способы ее решения. «Музыкальный» код романа.
Поэтика повести Р. Роллана «Кола Брюньон». Своеобразие жанра и композиции повести. Фольклорные мотивы. Специфика стиля.
Французский символизм: генезис, эстетика, этапы развития, поэтика.
Место П. Верлена в поэзии французского символизма. Традиции парнасцев и импрессионистический характер лирики. Основные поэтические сборники, их характеристика. Верленовский «пейзаж души». Анализ одного стихотворения на выбор.
Концепция поэта-ясновидца в творчестве А. Рембо. Своеобразие символа в лирике Рембо (на примере одного из стихотворений). Ассоциативная поэтика в сонете «Гласные». Интерпретации «цветного сонета» в современном литературоведении. Декадентские мотивы в книгах «Озарения» и «Пребывание в аду».
С. Малларме как теоретик символизма. Концепция поэта и поэзии в сборнике «Отклонения». Поэма «Удача никогда не упразднит случая» (1897): семантика и поэтика.
Ранний Г. Ибсен. Драма «Пер Гюнт»: проблема личности, специфика системы персонажей, трактовка фольклорных мотивов в драме, символика, своеобразие и художественные функции фантастики и гротеска.
Новаторство Г. Ибсена в создании социально-психологической драмы 70-80-х годов. Трансформация творческого метода Г. Ибсена. Поэтика драмы Г. Ибсена «Кукольный дом».
Творчество Г. Гауптмана: периодизация и проблема творческого метода. Мифопоэтика драмы «Перед восходом солнца».
Драматургическая концепция Б. Шоу. Б. Шоу и Г. Ибсен. Основные циклы пьес Шоу, их характеристика.
Б. Шоу «Дом, где разбиваются сердца»: смысл названия и подзаголовка пьесы; конфликт и своеобразие структуры драмы; символ и парадокс у Шоу. «Чеховский» подтекст драмы.
Особенности поэтики пьесы Б. Шоу «Пигмалион». Переосмысление мифологического сюжета в драме.
М. Метерлинк «Слепые» как образец статичной драмы. Концепция мира и человека в «Сокровищах смиренных» и ее художественное воплощение в «Слепых». Особенности поэтики Метерлинка.
Философско-эстетические поиски М. Метерлинка в поздний период творчества и их реализация в пьесе-сказке «Синяя птица». Своеобразие конфликта; мотив превращения как форма организации сюжета; своеобразие символики.
Специфика жанра романа в скандинавских странах. «Новый психологизм» К. Гамсуна и его реализация в романе «Голод».
Специфика жанра романа в Англии на рубеже веков. Роман-трагедия Т. Гарди «Тэсс из рода д'Эрбервиллей». Проблематика. Двойственный характер трактовки причин трагедии Тэсс. Сюжетно-композиционное своеобразие и символика романа.
Традиции английского реализма Х1Х в. в творчестве Дж. Голсуорси. Роман Голсуорси «Собственник». Конфликт романа. Понятие «форсайтизма».
Место О. Уайльда в английской литературе. Уайльд и прерафаэлиты. Периодизация творческого пути писателя. Эстетические взгляды О. Уайльда, их воплощение в романе «Портрет Дориана Грея».
Общая характеристика комедий О. Уайльда. Анализ комедии «Идеальный муж».
«Саломея» О. Уайльда: проблематика и поэтика пьесы. Трактовка библейского мифа в пьесе.
Неоромантизм. Причины возрождения интереса к романтизму (Р. Стивенсон, Р. Киплинг и др.).
Социально-философская фантастика Г. Уэллса (анализ одного из романов).
Немецкий роман на рубеже веков. Творчество Г. и Т. Манна (довоенный период). Концепция «бюргерства» и ее воплощение в романе Т. Манна «Будденброки». Своеобразие разработки жанра семейной хроники. Проблематика. Мастерство психологического анализа.
Проблема творческой личности в новеллистике Т. Манна («Тристан», «Тонио Крегер», «Смерть в Венеции»).
Концепция «поэта и поэзии» в творчестве Р.М. Рильке. Основные книги стихов Рильке, их характеристика. Связь поэта с русской культурой.
Роман «Мартин Иден» Дж. Лондона. Проблематика. Две Америки в романе и средства их художественного воплощения. Основной конфликт. Причины трагедии Идена. Авторская позиция.
Дж. Лондон «Закон жизни»: проблематика и поэтика рассказа.
«Приключения Тома Сойера» М. Твена. Конфликт и средства его художественного воплощения. Сюжетно-композиционное своеобразие.
Практическое занятие № 1
РОМАН Э.ЗОЛЯ «ЖЕРМИНАЛЬ»: ПРОБЛЕМА МЕТОДА
Теминологический минимум: натурализм, экспериментальный роман, позитивизм, цикл
ЗАДАНИЕ: Прочтите статью Э.Золя «Экспериментальный роман». Как определяет это понятие Э. Золя? Сформулируйте основные черты экспериментального романа.
I. Место романа «Жерминаль» в цикле «Ругон-Маккары» Э. Золя.
II. Замысел романа «Жерминаль» и принципы его реализации.
Специфика жанра: экспериментальный роман, натуралистический роман и др.
Тип повествования и авторская позиция.
Семантика заглавия.
Своеобразие творческого метода Э. Золя.
Ш. Композиция романа: ее функциональность в свете экспериментальной теории Э. Золя.
IV. Сюжетная архитектоника романа (функция приема контраста, параллелизма, зеркальность сюжетных линий).
V. Концепция человека в творчестве Э. Золя и ее реализация в романе «Жерминаль».
Система персонажей романа (семантика имени, функция портрета и костюма, характер и его трансформация).
Решение писателем проблемы генетической и социальной обусловленности структуры личности в романе. Зооморфизм как символ деградации общества и вырождения личности. Природа в романе.
«Бунт» как эпицентр романной структуры, его семантика. Понимание категории «среды».
Этьена Лантье: становление личности. Проблема взаимодействия личности и массы.
Литература
Владимирова, М.М. Романный цикл Э. Золя «Ругон-Маккары»: Художественное и идейно-философское единство. – Саратов, 1984.
Золя, Э. Жерминаль (любое издание).
Кучборская, Е.П. Реализм Эмиля Золя: «Ругон-Маккары» и проблемы реалистического искусства XIX в. во Франции. – М., 1973.
Лану, А. Здравствуйте, Эмиль Золя! / Пер. с фр. – М., 1997.
Пузиков, А. Эмиль Золя. – М., 1961.
Трыков, В.П. Золя, Эмиль // Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь: В 2 т. – М., 1997. – Т. 1. – С. 320 – 325.
Практическое занятие № 2
Художественное мастерство Ги де Мопассана-новеллиста
Терминологический минимум: новелла, композиция, деталь, пейзаж, подтекст
Что такое новелла? Генезис мопассановской новеллы. Отличие новеллы Мопассана от романтической новеллы. Психологизм Мопассана.
Типология новеллистики Мопассана в критике и литературоведении.
Ш. Поэтика новеллы Мопассана «Пышка» (1880).
1. Сюжет и композиция новеллы.
2. Историософская концепция Мопассана. Природа и война в новелле.
3. Система персонажей (имя и семантика его замещения, общественный статус, портрет и костюм, поведение, речь, процесс поедания, его значение и философия).
4. Семантика и функциональность вещи в «антропоцентрической концепции» Мопассана (транспорт, еда и др.).
5. Специфика метаморфозы.
6. Мифологический подтекст и его значение.
IV. Новеллы о войне («Старуха Саваш», «Дядюшка Милон», «Мадемуазель Фифи»). Концепция войны. Метаморфоза «человек – личность» в «военных» новеллах Мопассана. Функция детали.
V. «Социальная» новеллистика Мопассана («Ожерелье», «Драгоценности», «Мать уродов»). Семантика случая. Функция денег. Тема нравственной деградации человека. Функция детали. Психологизм.
VI. Концепция любви в новеллах Мопассана («Лунный свет», «Плетельщица стульев» и др.)
Литература
Вульфович, Т. Творчество Мопассана. М., 1962.
Данилин, Ю. Жизнь и творчество Мопассана. – М., 1968.
Кирнозе, З.И. Мопассан // Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь: В 2 ч. – М., 1997. – Ч. 2. – С. 74–80.
Лану, А. Мопассан. М., 1971.
Мениаль, Эд. Ги де Мопассан. – Ростов н/Д, 1999. – (След в истории.)
Флоровская, О.В. Мопассан-новеллист. – Кишинёв, 1979.
Шмидт, Вольф. Проза как поэзия. Статьи о повествовании в русской литературе. – СПб., 1994. – С. 20, 33 – 35.
Мелетинский, Е.М. От архаических малых жанров к новелле. Новелла – предтеча бытового романа // Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. - М., 1986. – С. 168 – 175, 201 – 212.
Практическое занятие № 3
Драма Ибсена «Кукольный дом» (особенности конфликта, композиции, характеров и символики в драме идей)
Терминологический минимум: новая драма, конфликт, интрига, кульминация, внутренний диалог, ретроспективно-аналитическая композиция (техника)I. История создания пьесы Г. Ибсена «Кукольный дом»: место в творчестве, семантика второго заглавия пьесы «Нора».
II. Сущность конфликта: социально-историческое, архетипическое.
ЗАДАНИЕ: Определите «внешний» и «внутренний» конфликт (двуединую интригу) в пьесе «Кукольный дом», их завязку – кульминацию – развязку.Ш. Структура пьесы: действие внешнее и внутреннее.
Времяпространство дома: дом – театр, дом – реальность (см. экспозицию, 1 действие пьесы).ЗАДАНИЕ: Определите основные элементы дома-театра. Какие детали-символы разрушают мнимую гармонию дома адвоката Хельмера?
Дом в восприятии Норы, Хельмера, Ранка, Кристины, Крогстада и др.
IV. Основные сюжетные линии: текст и внетекстовая реальность. Способы моделирования и природа характера.
Внесюжетная история Крогстада и Кристины: семантика и функции.
Доктор Ранк и семья Хельмеров: оппозиции свой/чужой, теплота/холод, внутреннее/ внешнее, мотивы гниения, наследственного недуга, функция двух черных крестов.
Кукольность и таинственность Норы: мотивы вязания и шитья, семантика танца.
Амбивалентность заглавия: мотив кукольности и энтомологический код.
ЗАДАНИЕ: Проследите реализацию мотива кукольности в тексте пьесы. Как определяют персонажи понятие «кукольность» (Нора, ее отец, Хельмер, Кристина и др.)?
Нора и ожидание чуда.
Семантика двух писем.
Открытый финал драмы. Ибсен о роли незавершенных финалов.
Литература
Адмони, В. Генрик Ибсен: Очерк творчества. – Л., 1989.
Белый, А. Театр и современная драма; Ибсен и Достоевский // Белый А. Символизм как миропонимание. – М., 1994. – С. 153 – 167; 210 – 238.
Владимиров, С. Действие в драме. – Л., 1972.
Храповицкая, Г.Н. Ибсен и западноевропейская драма его времени. – М., 1979.
Хейберг, Х. Генрик Ибсен. – М.: Молодая гвардия, 1975. – 276 с.
Дополнительно
Аникст, А.А. Теория драмы на Западе во второй половине ХIХ века. – М., 1988.
Зингерман, Б.И. Очерки истории драмы ХХ века. – М., 1979.
Практическое занятие № 4
Эстетические принципы О.Уайльда в романе «Портрет Дориана Грея»
Терминологический минимум: эстетизм, двойничество, символ, парадокс
I. Своеобразие творческого метода О. Уайльда. Уайльд и эстетизм.
II. Особенности эстетической теории Уайльда.
III. Реализация эстетических принципов Уайльда в романе «Портрет Дориана Грея»: соотношение теории и практики.
Жанрология: символистский роман, роман-миф, Библия эстетизма.
Основная проблематика романа.
Символика двойничества: основные претексты.
Драматизированная структура романа: завязка – кульминация – развязка.
Сюжет и внесюжетный элемент: мотив откровения и тайны, жизни и смерти.
Время и пространство в структуре романа.
Роль парадокса и символа в романе.
Проблема соотношения искусства и действительности, искусства и морали в романе.
Проблема красоты в романе. Сущность трагедии Дориана Грея.
Авторская позиция в романе. Особенности её звучания.
Литература
Акройд, П. Последнее завещание Оскара Уайльда. – М., 1993.
Ковалева, О.В. Оскар Уайльд и стиль модерн. – М., 2002.
Образцова, А.Г. Волшебник или шут? (Театр Оскара Уайльда). – СПб., 2001.
Парандовский, Я. Алхимия слова. – М., 1990.
Соколянский, М.Г. О. Уайльд: Очерк творчества. – М., 1990.
Дополнительно:
Ланглад, Ж. де Оскар Уайльд, или Правда масок. – М., 1999. – (Жизнь замечательных людей.)
Эллман, Р. Оскар Уайльд: Биография. – М., 2000.
Практическое занятие № 5
ПЬЕСА БЕРНАРДА ШОУ «ДОМ, ГДЕ РАЗБИВАЮТСЯ СЕРДЦА» (ПРОБЛЕМА ХАРАКТЕРА И КОНФЛИКТА)
Терминологический минимум: интеллектуальная драма, конфликт, трагическое, комическое, парадокс, реминисценция
«Дом, где разбиваются сердца» (1913–1919) как интеллектуальная «драма-дискуссия»: смысл предисловия, проблема жанра.
Художественная структура драмы.
Семантика заглавия и смысл подзаголовка пьесы (интертекстуальный аспект).
Бессюжетность: болтовня как дискуссионная доминанта.
Двухчастность композиции.
Конфликт и причины невозможности его разрешения.
Дом-корабль: символика, интертекстуальный аспект, расположение, хронотоп, семейный уклад.
Система персонажей драмы, особенности их характеров. Проблема интеллигенции в драме.
Внесюжетная и сюжетная история персонажей.
Миф и легенда в биографии персонажей.
Способы моделирования персонажа: мнимое и сущее, внешнее и внутреннее, трагическое и комическое, иллюзорность и истинность бытия, функция двойных имен, нагота и костюм.
Семантика мотива разбивания сердец.
Проблема финала: война как музыка, свет/тьма, семантика полета, мотив ожидания.
Новаторство Шоу-драматурга (условная фантастика, парадокс, роль ремарок, звуковое и световое оформление и др.).
Литература
Балашов, П. Художественный мир Бернарда Шоу. – М., 1982.
Гражданская, З.Т. Бернард Шоу: Очерк жизни и творчества. - М., 1979.
Деннингхау,с Ф. Театральное признание Б. Шоу - М., 1978.
Образцова, А. Драматургический метод Бернарда Шоу. - М., 1965.
Образцова, А.Г. Бернард Шоу и европейская театральная культура на рубеже XIX–XX веков. – М., 1974.
Ромм, А.Х. Шоу – теоретик. - Л., 1972.
Дополнительно:
Аникст , А.А. Теория драмы на Западе во второй половине ХIХ века. – М., 1988.
Зингерман, Б.И. Очерки истории драмы ХХ века. – М., 1979.
Образцова, А.Г. Бернард Шоу и русская художественная культура на Рубеже веков. – М., 1992.
Пирсон, Х. Бернард Шоу. – М., 1998. – (Портреты).