для крнтрольной - копия 1

До загрузки: 30 сек.



Благодарим, что скачиваете у нас :)

Если, что - то:

  • Поделится ссылкой:
  • Документ найден в свободном доступе.
  • Загрузка документа - бесплатна.
  • Если нарушены ваши права, свяжитесь с нами.
Формат: docx
Найдено: 18.04.2012
Добавлено: 20.09.2020
Размер: 0.08 Мб


Содержание:
1. Развитие физической культуры в Средние века………………………………….. 2
Физическая культура крестьян …………………………........................................ 6
Физическая культура горожан………………………………………..................... 8
Физическая культура народов средней Азии, Африки, Америки……………... 10
Выводы……………………………………………………………………………... 11
2. Особенности развития международного спортивного движения после второй мировой войны……………………………………………………………………………………. 12
2.1 Выводы……………………………………………………………………………... 16
3. Летние игры 1948-1968 гг……………………………………………........................ 16
Литература……………………………………………………………………………….. 21
1. Развитие физической культуры в Средние века
Раннее средневековье в государствах Западной Европы (V- первая половина XI в ) характеризуется расширением процесса христианизации, который протекал с большими сложностями. Общество в этот период делилось на гри основных социальных слоя: духовенство, феодалов и крестьян. Крестьяне составляли большинство населения, были неграмотными, неполноправными и по-прежнему предпочитали языческие обряды и традиции своих предков.
Духовенство фактически всегда было на стороне государственной верхушки и призывало крестьян к смирению и послушанию, обещая им мир и равенство в загробной жизни. И потому идеалом человека был, по их представлению, аскет, презирающий гармонию физически развитого человека, заботящийся лишь о душевных страданиях и закалке собственного духа.
Христианское учение раннесредневековой церкви презирало занятия физическими упражнениями. Учебные заведения, существовавшие тогда только под началом церкви, таким образом, тоже не культивировали, в противовес античным школам, занятий гимнастикой, прохладно относились к гигиеническому воспитанию учащихся. Это учение запрещало и преследовало обряды посвящения и связанные с ними физические испытания. Проходило отрицание важности подвижных игр в воспитании детей, так как их рассматривали как маленьких взрослых. Игры считались ненужными шалостями, отвлекающими от учебы и молитв. [1, стр. 44]
Теологи христианства в своих сочинениях опирались на трактат отца церкви Тертуллиана «О зрелищах», в котором говорилось: «Нельзя без срама смотреть на все, что происходит на стадионе: на кулачный бой, на попирание ногами, на пощечины и другие буйства, обезображивающие лицо человека, созданного по образу божию.
Благоговея к религии, ты не станешь одобрять безумного бега, бешеных движений, сопровождающих метание диска, равно как и других движений, одно другого сумасброднейших. Уважая стыдливость, ты не будешь выставлять напоказ телесных сил, служащих единственно тщеславию тех, кто их употребляет, и к унижению тех, против кого они направлены. Нет, люди, занимающиеся подобного рода делами, заслуживают только одно наше осуждение. Вообще борьба есть изобретение сатаны. Он начал ее с тех пор, как искусством своим поверг ниц наших прародителей. Движения борцов не что иное, как увертки, похожие на «извивания адской змеи». Некоторые из представителей церкви, в частности, папа Григорий I, проповедовали в расширении влияния христианства осторожное приспособление к традициям и обычаям разных народов, постепенную замену языческих стереотипов и верований на христианские обряды. Поэтому германцы долгое время еще проводили свои турниры во время весенних праздников, а ирландцы беспрепятственно организовывали игры с 632 до 1169 года. Православная церковь, находившаяся под влиянием Византии, более терпимо относилась к физическим упражнениям и увлечениям народа.
В самой Византии во время столичных и общенародных празднеств часто устраивали по приказу императора для горожан различные зрелища и развлечения. Особенно популярными были игрища в Константинополе, проводившиеся на ипподроме, который располагался по соседству с большим императорским дворцом и собором святой Софии. Основу состязаний составляли конные ристания, также часто соревновались атлеты-профессионалы.
На конные ристания в Магнесии собиралось почти все население города. В X веке в Спарте по субботам в центре города устраивали игры, наподобие древнегреческих. На них собиралось множество народа, во главе со стратегом города. Клирики ближайшей к месту состязаний церкви жаловались, что аплодисменты на стадионе заглушают голос священника, ведущего службу в церкви.
Сохранилось поучение теолога Иоанна Златоуста, в котором он осуждает христиан Константинополя за то, что в пред пасхальные дни они однажды устремились на ипподром, где проходили состязания, а храмы в это время пустовали. За такие поступки Иоанн Златоуст призывал отлучать от церкви. Однако никаких действенных мер со стороны церкви в Византии не предпринималось, так как состязания поддерживались императорской властью. [1, стр. 45]
Также не запрещалось использовать физическую культуру в боевой подготовке королевских дружинников, рыцарей. Известно, что дети, воспитывавшиеся при дворах Франкского государства и английского королевства, целенаправленно занимались физической подготовкой.
Неоднозначным было и отношение церкви к танцам во время религиозных праздников. Поначалу в них принимали участие даже и монахи, осуждались лишь недостойные движения во время танца. Однако зачастую такие массовые танцы в церквях во время различных праздников или похорон приобретали неуправляемый характер и нарушали ход религиозных обрядов. Поэтому в VIII и IX веках служители церкви стали выступать за полное запрещение танцев во время религиозных праздников.
Таким образом, физическая культура в данный исторический период ощущала противодействие со стороны христианской идеологии, была лишена легальных основ своей деятельности, что во многом связывало ее развитие, сужало сферы применения и распространения.
К концу периода раннего средневековья на территории Западной Европы в основном сложилась система феодальных экономических и социальных отношений. В некоторых регионах это произошло в IX - X вв., в то же время в Англии, Германии, Скандинавии этот процесс растянулся до XI - XII вв. Одновременно происходило дальнейшее укрепление христианства, которое становилось господствующей религией средних веков. Система взаимоотношений в обществе строилась на отношении к землевладению и связям между людьми, по отношению к земле. В период высокого средневековья (вторая половина XI - XV вв.) сформировались четыре основных социальных слоя общества: 1) рыцарство, затем переросшее в дворянство; 2) духовенство, являвшееся и крупным землевладельцем; 3) крестьяне; 4) горожане, или ремесленники.
Каждое из этих сословий предпочитало свои физические упражнения, игры, состязания, отличающиеся друг от друга. Наибольшее распространение физическое воспитание приобрело у рыцарей.
Рыцарями называли вооруженных всадников из военной дружины короля. В эпоху раннего средневековья сражаться верхом на коне имели право только члены королевской дружины. В IX веке в боевых действиях превосходство закованных в металлические латы рыцарей над легковооруженными пехотинцами стало явным.
Поэтому короли Франкского государства стали формировать свои дружины в основном из рыцарей. Тем более что нанимать пехотинцев для длительных походов из крестьян было сложно, так как они нужны были для работы в сельском хозяйстве. [1, стр. 46]
За удачные действия в сражениях воины получали от короля рыцарские титулы и земельные поместья, которые могли передаваться по наследству. Поэтому феодалы были заинтересованы, чтобы их сыновья служили в королевской армии. Постепенно к XII в. институт рыцарства распространился по всей Западной Европе и даже у народов Закавказья.
В эпоху развитого средневековья воспитание рыцарей приобрело организованный характер, важнейшее место придавалось физической подготовке. Возрастная периодизация воспитания детей феодалов уходила своими корнями в античность, а также в некотором роде была связана с мистической цифрой «семь» и состояла из «трех семерок». До 7 лет ребенок рос в семье под присмотром матери. После семи лет он отправлялся к соседнему феодалу или к королю на «ученье». В некотором роде это было и своеобразной формой демонстрации добрососедских или верноподданнических отношений феодалов, так как их сыновья одновременно являлись как бы заложниками друг у друга.
До 14 лет мальчики прислуживали хозяйке дома, выполняя роль «пажа». Главным в этом возрасте было обучение придворным манерам, т.е. вежливости в обращении, музыкальному образованию (умению танцевать, слагать стихи), знанию языков, изучению придворных игр (в кости, в шарики, шахматы, кегли, игры в мяч). При королевском дворе детей обучали еще и наукам того времени, знанию законов своей страны.
Также в этом возрасте юношам закладывали и основательную физическую подготовку посредством бега, прыжков, лазания, метания различных камней. Их учили плавать, метать копье и владеть щитом, стрелять из лука и бороться друг с другом. Все эти упражнения носили подготовительный характер к основным навыкам будущего рыцаря - умению сражаться верхом на лошади.
Главным в обучении было научиться хорошо владеть копьем и мечом, а также защищаться от противника щитом.
Во Франции и Англии для этой цели применяли специальное приспособление: на кол, вбитый в землю, подвешивалась защитная амуниция, а ученики должны были сбить их копьем, желательно вместе с колом.
Обучение плаванию носило в основном прикладной характер, т.е. требовалось уметь преодолевать водные преграды вместе с конем нем и оружием. Чтобы не утонуть от тяжелой поклажи, применяли вязанки хвороста. [1, стр. 47]
После 14 лет мальчик переходил в услужение к хозяину дома, выполняя роль «оруженосца». Основу его воспитания здесь составляло совершенствование в верховой езде и владении оружием - мечом, копьем и щитом.
Снаряжение рыцарей состояло из предохранительных доспехов (кольчуга, сапоги с металлическими кольцами, металлические пластины, прикрывавшие колени и бедра, металлический шлем на голову с капюшоном), наступательного оружия (меча и копья) и оборонительного оружия (щита, изготовленного из досок, кожаных ремней и железных пластин). В полном снаряжении рыцари были малоподвижны. Сбитые с коня, сами, без посторонней помощи, они подняться не могли. Чтобы носить подобное вооружение и участвовать в боевых действиях, рыцарь должен был обладать большой физической силой, выносливостью и ловкостью, а также умело маневрировать конем. Эта необходимость определяла задачи и методы системы военно-физической подготовки рыцарей.
Оруженосцы, в отличие от пажей, имели право носить меч и шпоры. Под руководством специальных наставников они совершенствовали навыки, полученные в младшем возрасте. Они объезжали диких лошадей, бегали в амуниции на длинные дистанции, прыгали через рвы и заборы, лазали по лестницам на крепостные стены, плавали с оружием и без оружия. Оруженосцы дрессировали собак и соколов, охотились, играли в шахматы и другие игры, а также фехтовали на мечах и копьях.
Обязанностью оруженосца было сопровождать своего сеньора в походах, на турниры, охоту, присматривать за оружием .В многочисленных рыцарских орденах имелись свои местные уставы, предписывающие требования к их членам. Но в основном они сводились опять же к «мистическим» семи навыкам: J ) езда верхом; 2) фехтование мечом и копьем; 3) стрельба из лука; 4) умение плавать; 5) умение охотиться; 6) уметь играть в различные игры, а также 7) уметь танцевать и читать стихи для придворных дам.
Наряду с усвоением этих семи навыков рыцари должны были обладать еще и семью рыцарскими добродетелями: 1) верностью королю; 2) верностью церкви; 3) храбростью; 4) соблюдать правила поединков; 5) держать данное слово; 6) великодушным отношением к побежденным противникам или более слабым; 7) благородным отношением к великосветским дамам. [1, стр. 48]
По достижении 21 года оруженосцы посвящались в рыцари, после чего обязательное обучение рыцарскому искусству заканчивалось, и рыцарь считался подготовленным для участия в турнирах и военных походах.
Некоторые рыцари могли продолжать свое дальнейшее обучение индивидуально, занимаясь у преподавагслей-профессионалов (мастеров фехтования, борцов и др.).
К примеру, в скандинавской саге «Гудруна» король Ганн говорит своему гостю Вате: «Лучшего фехтмейстера я прикажу позвать, чтобы научить тебя... трем ударам, которыми сражаются в жаркой сечи».
Значительное место в физическим воспитании детей феодалов было отведено всевозможным играм. Мальчики и юноши упражнялись на ходулях, качелях,, волчках, бросали камешки, бегали по паркам, лесам, полям, купались в реке.
В произведении французского писателя Маршанджи «Поэтическая Галлия» рассказывается, что юноши «строили города и брали их приступом; городки эти назывались именами некоторых местностей Палестины. Они осаждали глиняный Вавилон, брали дерновую Антиохию, Мемфис из хворосту. Все это было зарею их будущей славы».
Большое значение в физическом воспитании будущих рыцарей придавалось состязательным играм, которые подразделялись на военные и невоенные. Сведения об этих играх имеются в королевских указах, налоговых списках городов и художественных произведениях. Военные игры представляли собой осады замков, штурмы крепостных и городских ворот и стен. Наиболее популярной была игра под названием «Саладиново ущелье». В ней принимали участие даже взрослые рыцари на турнирах с привлечением большого количества участников.
К невоенным играм относились различные подвижные игры без оружия. Наиболее популярными среди них были ручные и ножные игры с мячом. Из ручных игр с мячом наибольшее распространение получила игра «же де пом» (jeu de pomme), дословно с французского - «игра яблоком». Французский историк XIX в. Жюссеран называл ее «королем старинных французских не воинских игр». Эту игру считают прародительницей современного тенниса.
Повсеместное распространение она получила в XIII в. Поначалу игру проводили только на воздухе: на замковых валах, на улицах, в аллеях парков и на деревенских площадях. Позднее стали строить и крытые площадки или залы. [1, стр. 49]
Почти до конца XV века удар по мячу производился голой ладонью. Однако из-за частых повреждений рук от сильных ударов в XV веке их вооружили ракеткой. Площадка для игры неопределенных размеров долилась на две равные половины линией, которая в начале проводилась по земле. Позже над линией протянули веревку, а затем к ней стали прикреплять и бахрому.
Мячи для игры набивались шерстью и были небольших размеров. О популярности игры говорит тот факт, что в XIII в. в Париже насчитывалось 13 ремесленников, занимавшихся изготовлением мячей, в то время как переплетчиков книг было всего 8.
Сущность игры состояла в том, что поданный мяч нужно было отбить обратно на сторону противника с воздуха или же после его первого отскока от земли. Игрок, сделавший четыре ошибки, проигрывал.
Из ножных игр с мячом наибольшей популярностью пользовалась игра «суль», прародительница футбола. Однако она больше характерна для простого народа, хотя и дети деревенских феодалов не гнушались заниматься ею.
Кроме этого, в среде феодалов-рыцарей были известны и другие виды состязаний, в частности, по бегу, борьбе, метанию тяжелых предметов, прыжкам в высоту и через препятствия, например, через деревянного коня или через стол. Имеются сведения, что в 1520 г. был проведен поединок по борьбе между английским королем Генрихом VIII и французским королем Франциском I. Из стран Востока была привезена рыцарями-крестоносцами игра в конное поло. [1, стр. 50]
Рыцарская система физического воспитания и спорта носила сугубо военно-прикладной характер. Считая достойным для себя лишь занятие военным делом, рыцари много времени проводили в военных походах в чужие земли. Воспитание рыцарей состояло в овладении семью рыцарскими доблестями: их обучали верховой езде, фехтованию, охоте, плаванию, стрельбе из лука, игре в шахматы, слаганию стихов. С 7 до 14 лет будущий рыцарь выполнял роль пажа при даме знатного феодала. По достижении 14-летнего возраста пажи производились в оруженосцы. В 21 год оруженосцев посвящали в рыцари. К этому времени они должны были полностью овладеть рыцарскими доблестями, научиться рыцарскому обхождению, постичь придворный этикет. Готовясь стать рыцарем, юноши много занимались физическими упражнениями, вырабатывали в себе выносливость и силу. Большое значение в физическом воспитание рыцарей имели игры и спорт. Игры подразделялись на подвижные, спортивные и военные. Среда спортивных игр популярными считались французская же де пом — прообраз тенниса, английская суль — прототип футбола, голландский гольф. Военные игры состояли из штурма городских стен, осады замков или других искусственно сооруженных укрепленных мест. [2, стр. 38]
Из видов спорта наибольшее развитие получили фехтование, верховая езда, борьба, метание (молота, копья), прыжки в длину, стрельба из лука, плавание. Для обучения приемам фехтования приглашались фехтмейстеры — учителя фехтования, искусству верховой езды обучали берейторы. Развлечением и спортом для рыцарей была охота: соколиная, псовая, конная, пешая. Методические приемы обучения физическим упражнениям носили эмпирический характер.
В целях проверки военно-физической подготовленности рыцарей проводились рыцарские турниры, представлявшие собой своеобразную форму спортивных состязаний. Первое упоминание о них относится к VI в. (Франция). Турниры подразделялись на массовые сражения (бухурды) и одиночные (жут или тьост). Массовые проходили на больших площадках и воспроизводили картину военных действий. Одиночные представляли собой поединок двух рыцарей на копьях. Турниры проводились по разным поводам: рождение сына, победа в бою, женитьба рыцаря, день рождения крупного феодала и т. п. Перед началом одиночного турнира рыцарь давал клятву, что он готов отдать «жизнь королю, сердце даме, а честь себе». Наибольшего развития турниры достигли в XIII в. во времена крестовых походов. Больше всего подобных состязаний проводилось в Германии, Англии, Франции, Испании. Последние турниры состоялись в конце XV в. (Германия) и в начале XVI в. (Франция). К этому времени рыцарство как сословие пришло в упадок. В недрах феодализма зарождались новые буржуазные отношения. Рыцарская культура и система воспитания вступили в период своего разложения. Изобретение же пороха и огнестрельного оружия, появление наемного войска (ландскнехтов) привело к тому, что рыцарская система физического воспитания стала ненужной и изжила себя. [2, стр. 39]
1.1 Физические упражнения крестьян.
В период высокого средневековья было улучшено юридическое и экономическое положение крестьян в ряде стран Западной Европы. Барщина была заменена на уплату ренты в форме оброка или денег. Это привело к большей экономической свободе земледельцев и заинтересованности в собственном труде. Правовые отношения крестьян и помещиков регулировались договорами, правилами, а также через посредство сельских общин.
Все это создало условия для улучшения жизни крестьян и дало возможность формировать свою физическую культуру. Она не носила ярко выраженною характера организованной системы физического воспитания, в то же время была достаточно разнообразной но формам и средствам.
У различных народов Европы это зависело прежде всего от климатических и географических условий проживания. Большое влияние оказывали традиции предков, твердо сохранявшиеся в сельской местности, поэтому в большинстве случаев были сильны еще и языческие обряды.
В то же время крестьяне были связаны тесными экономическими и социальными узами с местными сельскими дворянами, с их укладом жизни. Поэтому многие физические упражнения, появлявшиеся у дворян, были также известны и крестьянам.
В частности, во Франции игра «же де пом» была популярна также и среди широких народных масс, особенно на первых порах ее развития. И лишь в дальнейшем, в связи с переходом игры в специальные сооружения, а также дороговизной мячей и ракеток, она становилась все менее доступной крестьянам.
Также игра «суль» была в большей степени народной игрой. В ней принимало участие неограниченное число участников, так как точных правил не существовало. Играющие делились на две партии и старались ногами и руками загнать мяч в какую-либо цель. Чаще всего целью служили ворота замка или церкви или даже водоемы. Мяч применялся огромный, игрок не мог обхватить его одной рукой. [1, стр. 54]
Физические упражнения деревенской молодежи тесным образом были связаны с их укладом жизни, а также с нормами оценки значимости каждого сельского жителя. Авторитет, приобретенный в молодые годы, сопровождал человека всю жизнь. Поэтому физической силе, быстроте, выносливости, ловкости придавалось огромное значение. Юноши часто мерились силой в борьбе, метании камней, палок, поднятии тяжестей, в беге, прыжках, танцах на деревенских праздниках и торжествах. Такие состязания повсеместно приурочивались к перерывам в сельскохозяйственных работах, переходам от зимы к лету, религиозным праздникам (рождество, масленица, пасха, троица), проводились также во время ярмарок и свадеб. Часто применяли борьбу на палках, разнообразные игры с битой, лаптой, чучелами. Излюбленной забавой были различные виды прыжков: с места, с разбега, толчком двумя ногами, много скоки.
Весенний праздник троица уходил корнями в языческое прошлое поклонения деревьям. Первые письменные упоминая о таком празднике относятся к XIII в. Всей общиной в деревне выбиралось одно большое дерево. С него обрывали все ветви, оставляя только верхушку, на которую цепляли яйца, колбасы, пироги, различные украшения. Молодежь старалась изо всех сил достать эти призы. Иногда устраивали состязания в беге к этому дереву или скачки на лошадях. В более позднее время вместо живого дерева начали ставить во время ярмарок и других праздников специальные гладкие столбы, вымазанные жиром, на которые должны были взобраться соревнующиеся.
В таких состязаниях, особенно в танцах, часто принимали участие и девушки, что являлось одним из способов понравиться будущему супругу.
Победителей в деревенских праздниках определяла община, старшие мужчины.
Интересно отношение к танцам в этот период. Из-за применения в танцах различных языческих, некрасивых движений церковники постепенно вытеснили исполнение танцев в религиозных храмах и на кладбищах. Официально церковью были разрешены танцы только во время рождества, крещения и масленицы. Запрещались танцы, хороводы в праздник Ивана Купалы - это связывалось с колдовством и магией. В Венгрии, например, даже еще в конце XVIII века церковь организовывала суды над людьми, которые прыгали через костер или танцевали около него на праздник Ивана Купалы. [1, стр. 55]
Происхождение игры в футбол также связывают с языческими верованиями английских жителей деревень. Согласно их обрядам в конце зимы необходимо было изгнать из деревни «дьявола», чтобы наступающая весна была удачной для земледельцев. С этой целью в конце масленицы или после церковной службы все жители деревни старались отогнать как можно дальше от своей деревни «чучело дьявола». Так же поступали и жители соседней деревни. Таким образом, между ними возникала двусторонняя борьба за «мяч», которая продолжалась до наступления темноты или же пока «мяч» приходил в негодность, т.е. ему наносился наибольший вред. Это также символизировало избавление деревни от всевозможных бед.
В некоторых случаях мячом служила голова убитого животного или даже человека (совершившего преступление или врага).
Большое распространение среди сельских жителей Западной Европы получила борьба и поединки на палках, особенно после того, как в XI - XII в. вольноотпущенным крестьянам запретили носить оружие. В народном эпосе, легендах, преданиях многих европейских народов присутствуют рассказы о богатырях-борцах. Существуют и поныне национальные виды борьбы, возникшие в средние века: в Исландии - глима, в Турции - пеливан, в Армении - кох, в Азербайджане - гулеш и другие.
Среди скандинавских крестьян средством передвижения служили лыжи, а в Нидерландах, Бельгии - коньки.
Физическая культура сельских жителей средневековой Европы не была замкнутой системой. Она формировалась как из традиционных увлечений своих предков, так и обогащалась физическими упражнениями других сословий этого периода.
1.2 Физические упражнения городских жителей.
Период высокого средневековья связывают прежде всего с возникновением городов, которые оказали значительное преобразующее влияние на все стороны жизни тогдашнего общества: экономику, политику, культуру. Развитие в X - XI вв. сельского хозяйства, возникновение избытка аграрной продукции привело к возможности обособления сельских ремесленников — кузнецов, плотников, гончаров, бондарей, башмачников и др. - от сельского хозяйства. Сельские ремесленники могли уже обменивать свою продукцию на необходимые им товары на рынках и ярмарках, обычно проводившихся у переправ, мостов, у стен монастырей, замков, резиденций. Постепенно сельские ремесленники стали переселяться в такие места и создавать городские поселения. [1, стр. 56]
Самыми густонаселенными территориями в период средневековья были Италия, где в городах проживала половина населения, и Фландрия, две трети населения которой были городскими жителями. Самые крупные города (Рим, Неаполь, Болонья, Верона, Париж и некоторые другие) насчитывали от 15 до 30 тысяч населения. В Англии в XIV п. только два города - Лондон и Йорк - насчитывали более 10 тысяч жителей. В основном население средневековых городов не превышало 2-5 тысяч человек. Большинство населения городов составляли ремесленники и торговцы, объединенные в профессиональные корпорации - цеха и гильдии.
В жизни городских жителей физическая сила и ловкость не представляли такой значимости, как для сельских жителей. Первоначально (XI - XIII вв.) физическая культура горожан имела развлекательный характер в виде народных деревенских забав, а также в качестве зрителей на развлечениях аристократов, феодалов, рыцарей. Рыцарские турниры были наиболее популярным зрелищем для городского населения.
Во время городских ярмарок выступали со своим искусством акробаты, жонглеры и дрессировщики. Также горожане развлекались во время ярмарок забавами, пришедшими из сельской местности. Первоначально игры проводились непосредственно на городской площади, однако в связи с тем, что они мешали обычному ритму жизни простых жителей, позже для игр и забав стали разбивать за городскими воротами специальные площадки.
Наиболее распространенными забавами были борьба и кулачный бой. Подтверждением этому могут служить фрески кафедрального собора XIII в. в Лозанне, где изображены два борца. Во время коронации короля Вацлава II в Праге в 1298 г., на состоявшемся по этому случаю народном гулянии, горожане с удовольствием упражнялись в искусстве кулачного боя, а также состязались в беге с обнаженным телом.
Излюбленным развлечением городской молодежи в Бельгии, Нидерландах, Франции в зимнее время года было катание на коньках. Первоначально к ботинками привязывали кости и на них скользили по льду, позже их заменили деревянными коньками с металлическим ободом.В Швейцарии, начиная с XIII в., достаточно распространенными были различные виды метаний: металлических пластин, подков, шаров и т.д. При этом уже существовали определенные правила таких состязаний: способы метаний, вес предмета, условия определения победителя и другие. Популярны были разнообразные игры с шаром на попадание в определенную цель, чаще всего в лунку. Иногда при этом использовали специальные палки или биты. Очевидно, здесь находятся истоки современных разнообразных игр с мячами посредством клюшек и бит. [1, стр. 57]
Наряду с разделением труда в средневековых городах между цехами выделялись и профессиональные виды физической подготовки. Например, у солеваров Германии необходимыми навыками производственной деятельности были умение плавать, выполнять прыжки в воду, уметь хорошо грести на лодках. Во всей Западной Европе среди рыбаков и корабельщиков были популярны состязания на воде лодочников с шестами. Оружейники должны были искусно владеть своим оружием, т.е. уметь хорошо фехтовать.
В XIII - XIV вв. широко распространяются новые виды ганцев, несущие в себе профессиональные оттенки, например, оружейники исполняли танцы с оружием, бочары с обручами. В этот период появляется специальная должность - танцмейстер. Устраивались танцы главным образом на площадях. В это же время строятся и специальные танцевальные дома в некоторых городах. Иногда во время танцев с мечами переходили на фехтование, где уже «фейхт-мейстеры» (мастера фехтования) демонстрировали свое мастерство. Порой танцы сочетали с игрой в мяч, особенно в Германии, где слово «ball» означает и мяч, и танцы. Поэтому слово «ballade» первоначально означало танцевальную песню, сопровождавшую игру.
Городские жители с удовольствием подражали рыцарским поединкам, устраивая свои турниры на рыцарский манер. К примеру, в 1281 году был проведен турнир в Магдебурге, жители которого пригласили посостязаться купцов из других городов. Иногда на таких турнирах показывались шутовские театрализованные инсценировки рыцарских поединков.
В XI - XV вв. в связи с необходимостью обороны своих городов от внешних врагов горожане объединяются в общества стрелков из лука и фехтовальщиков. Такие общества создаются в Нидерландах, Франции, Северной Италии, Англии, Германии, восточноевропейских государствах. Первое фехтовальное общество было создано в Генте в 1042 году. Эти объединения лучников и фехтовальщиков действовали на основании своих уставов. Согласно уставу члены обществ обязаны были в определенные дни посещать практические занятия и упражняться, а также содержать свое оружие в надлежащем виде. [1, стр. 58]
В итальянских городах проводились поединки на мосту с большим числом участвующих бойцов. Эти поединки символизировали захват моста как главного препятствия при захвате города Часто проводились поединки на лодках с шестами, целью которых было потопить лодку соперника или сбросить его в воду.
Наибольшее развитие физическая культура в этот период получила в городах средневековой Англии. Па городских праздниках завсегдатаями были странствующие акробаты, танцоры, жонглеры с ножами, мечами, копьями или палками, акробаты на ходулях, прыгуны через обруч. Кроме зрелищных забав, в Англии также популярны были состязания. Об этом рассказывает монах Ульям Фитц Стефен в повествовании «Описание жизни знатных горожан Лондона» (1175 г.). Целая глава его произведения посвящена физическим упражнениям лондонской молодежи. «... Подобает городу быть не только серьезным и просторным, но и веселым и полным развлечений... Каждый год в первый вторник поста... школьники несут к своему наставнику бойцовых петухов и до полудня развлекаются петушиными боями. После же обеда вся молодежь высыпает играть на поле в мяч. Ученики каждой школы несут в руках мячи и биты. Видные и знатные мужи сопровождают их на конях, дабы посмотреть игру юношей и порадоваться их ловкости... Каждую пятницу великого поста одна за другой выезжают на поле группы молодых всадников с лучшим наездником во главе... показывают, насколько были бы полезны в случае войны.
На пасху бои идут на воде. На сваю в середине реки прикрепляют щит, а потом запускают одну лодку за другой без гребцов, чтобы течение выносило их к свае. На носу лодки стоит юноша, готовый пробить щит копьем. Если сломает копье о щит и не упадет в воду - считают, что он добился успеха. Если же его оружие не ломается... то будет сброшен в воду, ибо поток несет ладью с большой силою... На мосту, на берегу и в домах вдоль реки собирается много зрителей, у которых такие случаи вызывают немало смеха.
Все лето юноши упражняются в прыжках, стрельбе из лука, танцах, борьбе, метании камней и пользовании щитом. Девицы же бьют в ручные барабаны и танцуют, пока не стемнеет».
Кроме этого, лондонские юноши с увлечением играли в футбол без правил, чаще всего командами по профессиям, например, учащиеся против ремесленников, улица против улицы, цех против цеха или холостяки против женатых.
В Южной Франции, Испании живы были древние традиции поединков с животными. Наиболее распространены были бои с быками. Устанавливались определенные правила поражения быка, что требовало от тогдашних участников схватки ловкости, быстро ты движений, умения выполнять всевозможные акробатические трюки, хорошо владеть оружием и управлять конем. Поэтому можно утверждать, что данное зрелище также имеет определенную связь с физической культурой. [1, стр. 59]
Уместно будет сказать о хорошем отношении жителей западноевропейских средневековых городов к гигиене тела, что неразрывно связано со здоровым образом жизни, говоря современным языком.
В большинстве городов XI — XV вв. насчитывалось немало бань. К примеру, в 1292 г. в Париже их было 26, в 1342 г. в Вене - 29, Вроцлаве — 12, Эрфурте — 10. Для небольших, по нынешним меркам, по числу жителей городов такое количество бань достаточно убедительно говорит об отношении горожан к гигиене тела. В начале XV в. в Бадене действовало 30 роскошных бань, простые жители могли пользоваться двумя открытыми бассейнами. Кроме купания, посетители могли там играть в мяч, шахматы, кости, танцевать.
Таким образом, рассматривая развитие физической культуры в средневековых городах, можно выделить два этапа. На первом (XI - XIII вв.) основными формами занятий были забавы и развлечения, уходившие корнями своими в деревенские увлечения и дворянское рыцарское воспитание. Позже, на втором этапе (XIV - XV вв.), формируется собственно физическая подготовка горожан, связанная с их профессиональной деятельностью. Однако при этом во многих местностях существовали специфические, местные обычаи и традиции, накладывавшие свой отпечаток на формы и виды физических упражнений горожан.
[1, стр. 60]
Физическая культура народов средней Азии, Африки, Америки.
Особым своеобразием отличалось в эпоху средневековья развитие физической культуры и спорта народов Азии, Америки и Северной Африки. Это было обусловлено особенностями социально-экономического уклада, культуры, быта и народными обычаями. Феодальные отношения в данных регионах складывались более медленно и с меньшими потрясениями, чем в Европе. Здесь более прочно сохранялись и постепенно обогащались новым содержанием древние традиции физической культуры.
Страны Азии. Так, древняя практика развития физической культуры средневековой Индии расширялась за счет упражнений в борьбе, стрельбе из лука, конных игр. Наряду с национальными танцами большой популярностью стала пользоваться хатха-йога, в основе которой лежали нормы движения тела, ритуальные упражнения, связанные с бегом и играми. [2, стр. 41]
В средневековом Китае после массового восстания крестьян «Желтые повязки» в течение нескольких столетий (III—V вв.) для предотвращения подобных выступлений действовал Указ о сдаче населением всякого оружия. В это время среди крестьян и в монастырях стали формироваться различные способы самообороны без оружия. Начиная с VI в. быстро развивалась техника своеобразной гимнастики, носившей название ушу. Ее основным содержанием были захваты голыми руками, удары кулаком и ладонью в сочетании с ударами ногами. В эпоху правления династии Мин (XIV—XVII вв.) ушу достигла высокого развития. В те времена она включала в себя до двух десятков упражнений без оружия, а также большое количество упражнений с пикой и палкой. С появлением огнестрельного оружия боевое значение ушу уменьшилось, но при этом возрастала ее оздоровительная направленность. В Китае также получили распространение игры в конное поло, соревнования по бегу и заимствованная из Индии хатха-йога.
Развитие физической культуры в средневековой Японии связано с установлением института самураев. Система физического воспитания самураев (бусидо) содержала разнообразные вицы борьбы (сумо, элементы джиу-джитсу и каратэ), искусство фехтования с одним или двумя мечами (кендо), владение копьем (нагината), стрельбу из лука в пешем и конном строю, всевозможные ритуальные состязания, разновидности игр в мяч. [2, стр. 42]
Народы Центральной Америки. В Америке до ее колонизации к числу наиболее развитых цивилизаций относились государства инков, майя и ацтеков. В XII—XV вв. у этих народов сложились определенные системы физического воспитания, включавшие в себя семейные и государственные формы. В существовавших школах учащиеся занимались играми и другими физическими упражнениями. Много внимания уделялось военно-физической подготовке: стрельбе из лука и метанию пращи, умению пользоваться мечом и щитом, борьбе, напоминающей каратэ. Особо следует отметить подготовку бегунов-курьеров у инков и ацтеков, что было обусловлено их жизненной необходимостью. Много игр и упражнений у этих народов было связано с религиозными ритуальными обрядами. Проводились также межплеменные игры, священные церемонии, атлетические состязания. Все системы физического воспитания занимали важное место в трудовой, военной и бытовой жизни аборигенов Американского континента. Вторжение европейских колонизаторов, сопровождавшееся грабежами, убийствами и насилием, на многие годы затормозило дальнейшее развитие самобытной физической культуры у народов этого региона.
Народы Африканского континента. В Средние века также непосредственно трудом, военным делом и бытом определялись формы физического воспитания и у народов Африканского континента. Воспитание осуществлялось в семье, домах охотников и вождей племени и общины. Большинство физических упражнений африканцы выполняли в соревновательной форме, например, стреляли из лука и метали палки в цель, лазали по столбу на результат. Вместе с плясками были развиты упражнения, связанные с военными действиями. Часто в племенах у домов вождей или родовых старейшин проводились праздники, служившие своеобразной формой проверки физической и военной подготовки молодежи. Соревнования проходили по борьбе, бегу, метанию копья и диска. В систему подготовки юношей и девушек входили ритуальные танцы, различные подвижные игры, акробатические упражнения и пляски под звуки тамтама. Ни один обряд (различные посвящения, коронации вождей и др.) не обходился без состязаний в силе, выносливости, ловкости, смелости, красоте танцевальных движений. Разнообразные игры и физические упражнения в форме состязаний в то время были единственным средством мирного общения между различными племенами и общинами Африки. С проникновением в Африку колонизаторов национальная культура в целом, и физическая культура в частности, пришли в упадок. [2, стр. 43]
Выводы:
1. Физическое воспитание еще в большей степени обособляется от трудовой и военной деятельности. В ранний период феодализма влияние на физическое воспитание оказывали различные религиозные направления, которые в целом (за исключением буддизма) негативно относились к нему.
2. В период феодализма продолжали развиваться системы физических упражнений, основанные на местных традициях.
3. Одним из ярких примеров военно-физической подготовки феодалов является рыцарская система воспитания.
4. В период XIV — XVI вв. (эпоха Возрождения) появляются теоретические трактаты писателей, гуманистов, социалистов-утопистов, педагогов, врачей об организации физического воспитания.
5. К середине XVII в. появляются первые попытки введения физического воспитания в режим школьного дня. [3, стр. 26 -27]
2.Особенности развития международного спортивного движения после второй мировой войны
Во время войны фактическое руководство делами МОК перешло к вице-президенту шведу Зигфриду Эдстрему, который управлял МОКом с 1941 по 1952 гг. Практическая деятельность З.Эдстре-ма началась сразу же после окончания войны. Первоначально он созывает уже в августе 1945 г. в Лондоне исполком МОК, на котором принимается решение о возобновлении Олимпийских игр. Местом проведения Игр, путем письменного опроса членов МОКа, были определены Санкт-Мориц (Швейцария) и Лондон (Великобритания). Таким же путем был избран и вице-президент МОК - Эвери Брсн-дедж (США). Эти решения были узаконены на лозаннской сессии в 1946 г. Тогда же членами МОК стали тридцать новых государств. Вместе с тем было отказано в приглашении на Игры командам Германии и Японии как странам, развязавшим вторую мировую войну. И наоборот, было высказано пожелание, чтобы спортсмены СССР приняли участие в Олимпийских играх. Однако СССР посчитал Преждевременным свое участие в Играх и поэтому в 1948 г. на Олимпиаду в Лондон прислал лишь наблюдателей, чтобы сравнить уровень спортивных результатов советских спортсменов с результатами участников из других стран. По мнению И.Сталина - руководителя СССР, — страна, победившая во второй мировой войне, не имела права ехать на Олимпиаду и проигрывать кому бы то ни было. Поэтому ограничились лишь наблюдателями. [1, стр. 248]
З.Эдстрем в декабре 1946 г обратился с воззванием к спортсменам всего мира, пригласив их на Олимпиаду в Санкт-Мориц и Лондон. Он говорил: «Будущее принадлежит молодежи, и ее задача состоит в том, чтобы исправить наши ошибки и заблуждения. Для достижения наших целей необходимо, более того, настоятельно требуется, чтобы молодежь одних стран как можно лучше узнала молодежь других, соседних стран. Прекрасным средством для этого является Олимпиада».
В ноябре 1947 г. З.Эдстрем повторно обратился с приглашением к молодежи всего мира принять участие в Олимпийских играх.
З. Эдстрем стремился к международному взаимопониманию и сотрудничеству разных стран в интересах международного олимпийского движения. Активно содействовал вступлению советских спортивных федераций в международные спортивные союзы и объединения.
Вместе с тем он настоял на прекращении проведения конкурсов искусств в рамках Олимпийских игр, ссылаясь на их профессиональный характер. Взамен этого было предложено на римской сессии МОК в 1949 г. создать Международную Олимпийскую Академию, задачами которой являлись пропаганда идей олимпийского движения, содействие развитию областей наук, связанных со спортом, изучение вопросов влияния спорта на общественные процессы.
З. Эдстрем стремился к расширению олимпийской семьи. Весной 1951 г. были приняты в МОК, в порядке поступления необходимых документов, Япония, Федеративная Республика Германия (ФРГ) и Союз Советских Социалистических Республик (СССР). На венской сессии 7 — 9 мая 1951 г. членом МОК, по предложению Эдстрема, был избран советский представитель К.А.Андрианов, много сделавший в своей стране по пропаганде идей олимпизма, выступавший против предубеждения о нежелательности выступлений советских спортсменов на Олимпийских играх.
З.Эдстрем стремился положительно разрешить проблему участия в хельсинкской Олимпиаде (1952 г.) спортсменов нового образовавшегося государства Германской Демократической Республики (ГДР), не получившего пока международного признания. Им было предложено выступать на Играх под эгидой олимпийского комитета ФРГ. Политики ГДР в 1952 г. не согласились на это. Похожая проблема благополучно разрешилась перед командами Китайской Народной Республики (КНР) и Тайваня, которые получили возможность участвовать в хельсинкской Олимпиаде. [1, стр. 249]
В периол руководства МОК Зигфридом Эдсгремом « олимпийскую семью вступили и другие страны: Антильские острова (Нидерланды), Багамские острова, Бирма, Южный Вьетнам, Гайана, Гватемала, Гонконг, Южная Корея, Ливан, Пакистан, Панама, Пуэрто-Рико, Сингапур, Сирия, Таиланд, Тринидад и Тобаго.З.Эдстрем ввиду преклонного возраста подал в отставку на сессии МОК, проходившей накануне хельсинкских Игр Следующему президенту МОК, американцу Эвери Брсндеджу пришлось разрешать большой круг проблем, прежде всего политического характера. Им был успешно разрешен вопрос правопреемственности представительства в МОК Китайской Народной Республики (КНР) вместо бывшего Китая.
Особо сложная ситуация в международном олимпийском движении сложилась накануне Олимпийских игр в Мельбурне в 1956 г., после ввода советских войск в Венгрию для подавления антисоциалистических выступлений венгерского народа. Олимпийский комитет Швейцарии выступил с инициативой бойкота Олимпийских игр, если в них будет участвовать команда СССР. Э.Брендедж не пошел по пути раскола олимпийского движения, сохранив его единство. Призыву Швейцарии последовали лишь олимпийские комитеты Голландии, Испании, Ирака, Ливана и Тайваня, что не помешало 67 странам мира принять участие в Мельбурнских играх.
Достаточно долгое время потребовалось на признание суверенитета команды Германской Демократической Республики (ГДР). Вначале, под воздействием делегаций социалистического лагеря, на парижской сессии МОК в 1955 г. спортсмены ГДР получили право участвовать в Олимпийских играх в составе Объединенной германской команды (ОГК). Этим правом они воспользовались уже на зимних Олимпийских играх 1956 г. в Кортина д’Ампеццо (Италия).
В последующих Олимпийских играх 1960 и 1964 г. спортсмены ГДР также выступали в составе ОГК, и лишь на мадридской сессии МОК в 1965 г ГДР получила олимпийскую самостоятельность. Было принято решение, согласно которому, если какая-либо страна - организатор мировых чемпионатов по отдельным видам спорта не сможет обеспечить участие в нем спортсменов ГДР, то проведение соревнований должно поручаться другой стране. Так были лишены права проводить у себя чемпионаты мира по лыжному спорту - Франция, межзонального турнира по шахматам - Голландия, чемпионата мира по тяжелой атлетике - США. [1, стр. 250]
Уже в 1968 г. спортсмены ГДР выступали на зимних Олимпийских играх в Гренобле (Франция) отдельной командой, завоевав 5 олимпийских наград и разделив 9-10 место с командой Финляндии в неофициальном командном зачете. Выступление на летних Олимпийских играх в 1968 г. в Мехико было для команды ГДР еще успешнее - 6-е место среди 142 стран, участвовавших в Играх.
Долгое время Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР) отказывалась выступать на Олимпийских играх ввиду дискриминационного, по их мнению, названия их страны. МОК признал Южную Корею под названием «Корея», а КНДР - под названием «Северная Корея», что якобы подразумевало, что Южная Корея представляет всю Корею. И лишь на сессии МОК в Мехико в 1968 г. было принято положительное решение согласно требованиям делегации КНДР. В 1972 г. спортсмены КНДР впервые приняли участие в летних Олимпийских играх (на зимних Играх выступа-ли в 1964 г.).
Также МОК выступал против расовой дискриминации в спорте, явления в наиболее выраженной форме существовавшего в Южно-Африканской Республике и Родезии. Эти страны были исключены из олимпийской семьи (в 1963 г. - ЮАР, в 1968 г. - Родезия).
В период президентства Э.Брендеджа была создана Генеральная ассамблея национальных олимпийских комитетов (ГАНОК), первая сессия которой состоялась в 1966 г. в Риме. Создание ГАНОК преследовало прежде всего цели большей открытости и демократизации международного олимпийского движения.
Э.Брендедж придавал особое внимание распространению олимпийского движения в освободившихся от колониализма африканских странах. В 1961 г. МОК создал специальный комитет, которому было поручено разработать и осуществить с помощью национальных олимпийских комитетов, международных спортивных федераций ряд мер по оказанию помощи странам Африки. Была разработана программа олимпийской солидарности, создан специальный фонд помощи развивающимся странам. Среди первых, кто внес солидные суммы в фонд, были СССР, Болгария, ГДР, Чехословакия, Франция, Италия, Швеция.За годы президентства Э.Брендеджа в МОК вступили Израиль, Индонезия, Нигерия, Кения, Либерия, Уганда, Фиджи, Эфиопия, Марокко, Судан, Тунис, Алжир, Берег Слоновой Кости. Камерун, Конго (Браззавиль), Мали, Сенегал, Чад, Непал, Монгольская Народная Республика, Доминиканская Республика, Барбадос, Гондурас, Гвинея, Конго (Киншаса), Кувейт, Ливия, Никарагуа, Парагвай, Сальвадор, Суринам, Центрально-Африканская Республика и другие страны. [1, стр. 251]23 августа 1972 г. Э.Брендедж подал в отставку. Шсстым президентом МОК стал ирландец лорд Майкл Килланин, журналист и директор компании из Дублина. Ему пришлось разрешить множество кризисов, постигших олимпийское движение. Эпизод с захватом израильских спортсменов и тренеров в заложники на Олимпиаде в Мюнхене (5.09.1972 г.) террористической палестинской организацией «Черный октябрь», которые выдвинули политическое требование - освободить из израильских тюрем 250 «коллег по борьбе». Проведенная операция германских спецслужб по освобождению заложников была успешной, однако этот теракт стоил жизни 11 израильским олимпийцам.
Африканский бойкот монреальской Олимпиады (1976 г.) также внес раскол в олимпийское движение. Уже прибыв в Монреаль, но еще до начала соревнований, покинули Олимпиаду делегации семи африканских государств. Таким образом они выразили протест против приглашения на Игры команды Новой Зеландии, регбисты которой поддерживали контакты с соперниками из ЮАР, игнорируя тем самым спортивный бойкот этой страны, установленный решением МОК (хотя регби не являлся олимпийским видом спорта). После того как XXI Игры начались, от участия в них отказалась по той же причине еще 21 африканская страна. Возникли проблемы и с участием представителей Тайваня, относящиеся к сфере «двух Китаев».
Кроме этого, добавились выступления представителей разного рода реваншистских и националистических группировок.
И вообще организация Игр 1976 г. проходила в сложной, критической обстановке. Вначале американский город Денвер за два года до их проведения отказался от зимних Игр, и в срочном порядке это право было передано Инсбруку (Австрия). Проведение летних Игр в Монреале также очень долго было под вопросом из-За финансовой несостоятельности канадского города.
Не меньшие проблемы возникли и с проведением Олимпиады в Москве в 1980 г. США провозгласили бойкот Играм в Москве в знак протеста против ввода советских войск в 1979 г в Афганистан. Майкл Килланин по нескольку раз встречался с лидерами США и СССР, пытаясь смягчить обстановку, не допустить раскола в олимпийском движении. Тем не менее многие ведущие западные страны и их НОКи не приняли участия в Московской Олимпиаде.
Все эти политические проблемы вынудили лорда Килланина преждевременно уйти в отставку. Тем не менее главной его заслугой считают установление моста между старыми и новыми реалиями мировых взаимоотношений. Килланина называли ключиком, отворившим дверь между полностью закрытой организацией, которой МОК был при Брендедже, и открытым режимом Самаранча. [1, стр. 252]
Седьмым президентом МОК стал испанец Хуан Антонио Са-маранч. Его выбрали на сессии МОК, состоявшейся в Москве во время проведения летней Олимпиады 1980 г. Он совершил революцию в олимпийском движении, превратив его из утилитарного и противоречивого процесса в цельное, единое и главенствующее составляющее в мировом спортивном движении. И хотя в 1984 г. СССР попытался организовать ответный бойкот летних Олимпийских игр в Лос-Анджелесе (США), однако уже начиная со следующих Игр 1988 г. олимпийское движение стало монолитным и коммерчески выгодным предприятием. Было принято решение об официальном допуске спортсменов-профессионалов к участию в Играх, что значительно подняло спортивный статус соревнований. Начиная с 1994 г. разведены по времени проведения летние и зимние Игры с целью снизить финансовые затраты для стран-участниц и их спонсоров в один бюджетный год.
Достаточно благополучно была разрешена проблема с присоединением к олимпийскому движению новых суверенных государств, бывших союзных республик СССР (в 1992 г.). Олимпийская семья при Самаранче насчитывала около 200 государств мира.
Х.А.Самаранч добровольно оставил свой пост в 2001 г., успешно проруководив МОКом 21 год.
Восьмым президентом МОК избран на 112 сессии МОК, состоявшейся 13- 16.07.2001 г. в Москве, врач-хирург Жак Рогге (Бельгия). Член МОК с 1991 г., участник турниров по парусному спорту Олимпийских игр 1968 - 1976 гг., участник чемпионата мира (1974 г.) по академической гребле, президент НОК Бельгии (1989 -1992 гг.), генеральный секретарь и президент Международной федерации гребли (с 1978 г.). Первоочередными задачами в своей деятельности считает: активное привлечение спортсменов в руководство МОК, открытие дороги женщинам к руководящим постам в спорте, первостепенное внимание олимпийской этике во время выборов олимпийских столиц и проведения Олимпиад.
Политическое противостояние США и СССР в конце 70-х -первой половине 80-х годов самым негативным образом сказалось на спортивном сотрудничестве между спортсменами этих стран. Дух перестройки, провозглашенной в СССР генеральным секретарем ЦК КПСС М.С.Горбачевым, благоприятным образом сказался на спортивных двусторонних контактах между СССР и США. [1, стр. 253]
Поинициативе Теда Тернера — владельца американской телекомпании Ти-Би-Эс - и в основном на его средства были организованы Игры доброй воли. Их девизом являлись слова: «от дружбы в спорте - к миру на земле». По замыслу учредителей, Игры доброй воли должны были проходить 1 раз в четыре года в промежутках между Олимпийскими играми поочередно в СССР и США. Планировалось проводить соревнования по комплексу видов спорта, в основном между спортсменами СССР и США, но и приглашая на них персонально ведущих атлетов и команды из других стран.
Первые Игры доброй воли были проведены в 1986 г. в Москве (СССР). В Играх участвовали около 3000 спортсменов из 80 стран мира. Соревнования проводились по 20 видам спорта в Москве, а также в Таллинне (парусный спорт), Юрмале (теннис) и Видном (Московская область) (мотобол).
М.С.Горбачев, выступая на открытии Игр, сказал: «Само название этих соревнований глубоко символично. Сегодня в отношениях между людьми и народами, государствами и правительствами, как никогда, требуется проявление именно доброй воли. Добрая воля открывает границы, создает возможности для решения коренных вопросов современности». К участникам Игр с приветствием обратился также Генеральный секретарь ООН Перес де Куэльяр, который отметил, что Игры проводятся в год, объявленный ООН Международным годом мира, и пожелал, чтобы честные соревнования послужили лучшему взаимопониманию между народами.
В качестве гостей на Играх доброй воли присутствовали президент МОК Х.А.Самаранч, а также президенты многих международных спортивных федераций.
На Играх было установлено 6 мировых рекордов, улучшены многие национальные рекорды.
Вторые Игры доброй воли проведены в 1990 г. в Сиэтле (США), третьи - в Санкт-Петербурге (Россия, 1994 г.), четвертые - в Нью-Йорке (США, 1998 г.). Следует сказать, что Игры доброй воли выполнили свою благородную миссию, прекратив противостояние между лидерами олимпийского спорта - СССР и США, укрепив их экономические и культурные отношения. После успешно проведенных 2-х Игр доброй воли в Сиэтле Тед Тернер был выдвинут кандидатом на Нобелевскую премию мира за вклад в укрепление контактов между народами. С другой стороны, проблемы финансового плана встают со всей остротой перед перспективой проведения Игр. Тед Тернер, уже не в состоянии самостоятельно нести основное бремя расходов, предложил подключить к этому правительства других стран и проводить Игры в разных странах. 5-е Игры доброй воли - прошли в 2001 г. в Брисбене (Австралия). [1, стр. 254]
2.1 Выводы:
Олимпийское движение после «второй мировой войны прошло в с воем развитии два этапа. Первый из них, который можно назвать некоммерческим, или любительским, завершился Московской Олимпиадой 1980 г. Второй этап – коммерческий, или профессиональный, - начался на Олимпийских играх 1984 г. в Лос-Анджелесе и продолжается до сегодняшних дней.
Во многих странах мира результаты участия сборных команд в Олимпийских играх рассматриваются как важнейшее событие общегосударственного, общенационального значения.
Всемирное признание приобрело параолимпийское движение.
В состав Международного параолимпийского комитета входят сейчас более 160 стран. Соревнования параолимпийцев пользуются большим вниманием зрителей, телеаудиторий, спонсоров и государственной поддержкой во многих развитых странах мира.
Значительное место в международном спортивном движении занимают Всемирные игры по неолимпийским видам спорта, выполняющие роль «дочернего предприятия» для олимпийского движения. Ряд популярных видов спорта из программы Всемирных игр уже пополнил олимпийскую программу. И эта тенденция будет, очевидно, продолжаться.
[3, стр. 292]
3. Летние Олимпийские игры 1948-1968 гг.
В Олимпийской хартии сказано: «.. Вершиной олимпийского движения является объединение спортсменов мира на великом спортивном празднике — Олимпийских играх». Современные Олимпийские игры отличаются от любых других состязаний тем, что они в равной мере являются спортивным, общественно-политическим, экономическим и культурным феноменом. Каждая Олимпиада вносила существенный вклад в развитие физической культуры и спорта, отражала актуальные проблемы МСД и их разрешение.
[3, стр. 244]
Игры XIV Олимпиады (1948 г., Лондон, Великобритания)
На Игры из 59 стран приехали 4099 спортсменов, в том числе 385 женщин. Было разыграно 136 комплектов наград в 19 видах спорта. Германия и Япония, как страны, развязавшие Вторую мировую войну, были лишены права выступления на этих Играх.
В программу Игр была включена гребля на байдарках у женщин, увеличено количество женских легкоатлетических дисциплин. Не проводились соревнования по гандболу и конному поло.
Вполне объяснимо, что в послевоенное время результаты не были столь высокими. Тем не менее было установлено 4 мировых рекорда. Эти Игры вошли в историю как «Игры Фанни Бланкерс-Кун». Голландская спортсменка завоевала 4 золотые медали: в беге на 100, 200 м, 80 м с барьерами и в эстафетном беге 4* 100 м. Золотые медали в толкании ядра и метании диска, бронзовую — в прыжках в высоту завоевала француженка М. Остермайер, ставшая затем выдающейся пианисткой, лауреатом первой премии Парижской консерватории. В командном зачете победили США (38, 27, 19), на втором месте была Швеция (16, 11, 17), на третьем — Франция (10, 6, 13).
Представители СССР присутствовали на этих Играх. Они набирались опыта участия в подобных международных соревнованиях, поскольку знали, что спортсменам СССР предстоит участвовать в Олимпиаде-52. [3, стр. 258]
Игры XV Олимпиады (1952 г., Хельсинки, Финляндия)
На соревнования из 69 стран приехали 4925 спортсменов, в том числе 518 женщин. По 19 видам спорта разыгрывалось 149 комплектов медалей.
Игры вошли в историю прежде всего тем, что в них впервые приняли участие спортсмены СССР. Советскую делегацию разместили не в Олимпийской деревне, а в пригороде Хельсинки — студенческом центре Отаниеми, где проживали также спортсмены других социалистических стран. Сказывалась политическая обстановка «холодной войны» между социалистическими и капиталистическими странами. В Играх принимала участие команда ФРГ. НОК ГДР долгое время (до 1968 г.) оставался непризнанным.
Героем Игр стал выдающийся чехословацкий стайер Э. Затопек, одержавший победу в беге на 5 и 10 км, а также в марафонском беге.
В командном зачете впереди были спортсмены США (40, 19, 17), на втором месте — СССР (22, 30, 19), на третьем — Венгрии (16,10, 16). На Играх было установлено 18 мировых и олимпийских рекордов.
Первая в истории олимпийского спорта золотая медаль вручена 20 июля 1952 г. советской спортсменке метательнице диска Н. Ромашковой (Пономаревой). В то время она была студенткой факультета физического воспитания МОПИ им. Н. К. Крупской, который окончила в 1955 г. В 1960 г. она второй раз стала олимпийской чемпионкой, а на Играх 1956 г. завоевала бронзовую награду. В 1952 г. Ею установлен мировой рекорд - 53,61 м, была она многократной чемпионкой СССР. Н.А Пономорева (Ромашкова) награждена орденами Трудового Красного Знамени и «Знак Почета», в 1963 г. написала книгу «Мой спортивный путь».
Высокие спортивные результаты показал советский гимнаст, участник Великой Отечественной войны В.Чукарин (4 золотые и 2 серебряные медали), став абсолютным чемпионом в многоборье.
Но прежде чем участвовать в Олимпийских играх, в стране надо было вначале создать НОК и войти в МОК. В конце 1950 г. ВКФКиС получил от президента МОК шведа З.Эдстрема письмо, в котором советские спортсмены приглашались к участию в Олимпиаде-52. В апреле 1951 г. в Москве собрался спортивный актив СССР: председатели всесоюзных секций по видам спорта, советские представители в международных федерациях, известные спортсмены страны — М. Исакова, 3. Болотова, Ф. Ванин, Н.Озолин, Б. Аркадьев, Г. Бакланов,
В. Гранаткин и др. В тот апрельский день и был образован НОК СССР. Первым его председателем стал К. А. Андрианов. А в 1951 г. на сессии МОК в Вене произошло официальное вступление НОК СССР в МОК. Далеко не все из присутствовавших членов МОК испытывали симпатии к СССР... Результаты тайного голосования были следующими: 18 человек — против, но большинство — 28 — поддержали кандидатуру СССР.
В 1952 г. после многих лет (1946—1952) пребывания на посту президента МОК ушел в отставку 3. Эдстрем. Новым президентом стал американец Э. Брендедж (1952—1972).
[3, стр. 259]
В составе сборной команды СССР выступало 7 белорусских спортсменов. И только Юлин Анатолий занял 4-ое место по легкой атлетике – 400 м бег с барьерами. [4, стр. 83-84]
В целом Игры проходили в обстановке дружбы и братства атлетов разных стран. Одна из газет США в те дни писала: «Вероятно, в первый раз с начала «холодной войны» американцы и русские братаются в далеком Хельсинки, где спортсмены почти 70 стран участвуют в Олимпийских играх. Русские и американские спортсмены гребли бок о бок, обменивались дружескими шутками. ш русские одолжили американцам одну из своих лодок-одиночек». [3, стр. 259-260]
Игры XVI Олимпиады (1956 г., Мельбурн, Австралия)
На Игры из 68 стран приехали 3184 спортсмена, из них 371 женщина. Были разыграны награды в 148 дисциплинах в 19 вилах спорта. Из-за запрета на ввоз в страну лошадей соревнования по конному спорту были проведены в Стокгольме.
Эти Игры, несмотря на различные осложнения в международной обстановке, вошли в историю международного спорта как грандиозный фестиваль молодежи всего мира, объединенный идеей мира, дружбы и честного сотрудничества. Одна из газет США писала по этому поводу: «XVI Игры — самые дружественные из всех, которые когда-либо проводились. Хотя международная обстановка осложнилась. Олимпийские игры явились ободряющими. Олимпийский городок был одним из наиболее гармоничных мест в мире в настоящее время. На Играх Германия впервые выступил объединенной командой (ФРГ и ГДР)
Олимпиада отличалась высокими спортивными результатами было установлено 22 мировых и 77 олимпийских рекордов Героем Игр признан наш выдающийся стайер В. Куц, одержавший победу в беге на 10 и 5 км. Абсолютной чемпионкой по спортивной гимнастике стала Л. Латынина, которая по количеству медалей» завоеванных на Играх 1956, 1960 и 1964 гг., не имеет себе равных в истории всех Олимпиад: 9 золотых, 5 серебряных и 4 бронзовые.
В этом же виде спорта среди мужчин абсолютным олимпийским чемпионом, как и на предыдущей Олимпиаде, стал В.Чукарин, которому к тому времени было уже 35 лет.
Командное первенство с большим преимуществом выиграли спортсмены СССР (37, 29, 32), на втором месте — США (32, 25, 17) и на третьем — Австралии (13, 8, 14). [3, стр. 261]
Советские спортсмены завоевали 98 медалей. В том числе белорусский спортсмен по легкой атлетике – Михаил Кривоносов – серебро. [4, стр. 88]
Игры XVII Олимпиады (1960 г., Рим, Италия)
На Игры из 84 стран прибыли 5348 спортсменов, из них 610 женщин. Было разыграно 152 комплекта медалей по 20 видам спорта. Команда Германии — ОКГ состояла из спортсменов двух государств (ФРГ и ГДР).
Впервые в истории международного спорта советские легкоатлеты (мужчины и женщины) выиграли у спортсменов США.
Героем Игр признан советский штангист тяжелого веса Ю. Власов. Он установил феноменальный мировой рекорд в сумме классического троеборья (жим, рывок, толчок) — 537,5 кг, поставив в ходе соревнований два мировых и два олимпийских рекорда. Вице-президент Международной федерации тяжелой атлетики Б. Нюберг назвал Ю. Власова «профессором тяжелой атлетики.
В командном зачете победили спортсмены СССР (43, 29, 31), на втором месте — США (34, 21, 16), на третьем — Италии (13, 10, 13).
К сожалению. Игры омрачены трагедией: во время соревнований по велосипедному спорту скончался от перенапряжения датчанин К. Йенсен. Это был первый тревожный сигнал проникновения на Олимпийские игры допинга. [3, стр. 262]
В составе сборной команды СССР участвовали 11 белорусских спортсменов. Они завоевали 8 медалей: Олег Караваев – кл. борьба – золото; Сергей Макаренко – гребля на каноэ – золото; Николай Милигуло – гимнастика – серебро; Александр Павловский – фехтование – бронза; Арнольд Чернушевич – фехтование – бронза. [4, стр. 93-94]Игры XVIII Олимпиады (1964 г., Токио, Япония)
В Играх, принимавших спортсменов из 94 стран, участвовали 5140 олимпийцев, в том числе 683 женщины. По 22 видам спорта было разыграно 163 комплекта медалей. Команда Германии вновь выступала как ОКГ (ФРГ и ГДР).
Впервые в программу соревнований были включены волейбол (мужчины и женщины) и дзюдо (мужчины). Также впервые велась телетрансляция игр на другие континенты.
Соревнования отличались высоким спортивным уровнем; было установлено 32 мировых и 81 ОЛИМПИЙСКИЙ рекорд. Из особо отличившихся спортсменов можно упомянуть американского пловца Д, Шолландера, завоевавшего 4 золотые медали и установившего 3 мировых рекорда. Повторил успех предыдущей Олимпиады марафонец из Эфиопии
По количеству завоеванных медалей места распределились так: первое — США (36, 26, 28), второе - СССР (30, 31, 35), третье — Япония (16, 5, 8).
Из советских спортсменов — олимпийских чемпионов следует отметить В. Брумеля (прыжки в высоту), сестер Пресс: в толкании ядра и метании диска победила Тамара, а в легкоатлетическом пятиборье — Ирина, установив при этом рекорд мира; чемпионом по вольной борьбе стал А. Медведь. Свою третью подряд золотую награду завоевал в академической гребле В. Иванов.
За проводимую в ЮАР политику апартеида, которая непосредственно коснулась и спортсменов, от участия в Играх была отстранена команда этой страны. [3, стр. 262-263]
10 белорусских спортсменов приняли участие в составе сборной команды СССР.
Завоевали 4 олимпийских медалей. Из них Александр Медведь – вольная борьба- золото; Ромуальд Клим – легкая атлетика - золото. [4, стр. 97]
Игры XIX Олимпиады (1968 Мехико, Мексике)
На игры из 112 стран приехал 5531 спортсмен, из них 781 женщина. По 21 виду спорта было разыграно 172 комплекта медалей.
Впервые Игры проводились в условиях среднегорья (Мехико находится на высоте 2240 м над уровнем моря) Эти условия отрицательно повлияли на спортсменов в тех видах спорта, которые требуют преимущественно проявления выносливости. В то же время на Олимпиаде были показаны феноменальные результаты, томительно превысившие мировые рекорды, в скоростно-силовых дисциплинах: В. Тайес (США) в беге на 100 м — 11,00; В Санеев (СССР) в тройном прыжке — 17,39; М. Гуммель (ГДР) в толкании ядра — 19,61; Т. Смит (США) в беге на 200 м — 19,80; Д, Хайнс (США) в беге на 100 м — 9,90 и др. Особо следует сказать о выдающемся прыжке в длину американца Р. Бимона, показавшего результат 8,90. Он превысил мировой рекорд, принадлежавший с 1967 г. лучшему советскому прыгуну в длину И. Тер-Ованесяну, сразу на 55 см. На этой Олимпиаде прыгун в высоту из США в Фосбери, став олимпийским чемпионом и установив олимпийский рекорд — 2,24, продемонстрировал новую технику преодоления планки, названную его именем — «фосбери-флоп». В настоящее время все сильнейшие прыгуны в высоту применяют именно этот способ. Безусловно, высоким спортивным достижениям способствовало и новое, тартановос, покрытие на стадионе.
Командные места на Олимпиаде распределились так: первое место — США (45, 28, 34), второе — СССР (29, 32, 30), третье — Япония (11, 7, 7).
На этой Олимпиаде команда ГДР впервые выступала самостоятельной командой и по количеству завоеванных медалей заняла общее пятое место; ФРГ — на восьмом месте.
Как и на Игры 1964 г., за распространение на спортивную жизнь страны политики апартеида ЮАР не была допущена к участию в Играх.
На церемонии награждения победитель и бронзовый призер в беге на 200 м негры из США Т. Смит и Д. Карлос во время исполнения гимна США опустили головы и подняли вверх руки в черных перчатках, выражая тем самым протест против нарушения прав человека в отношении негритянского населения в США.
Начиняя с этил Игр, по предложению НОК СССР произносится «Олимпийская клятва судей»: «От имени всех судей и официальных лиц я обещаю, что мы будем выполнять наши функции во время эти* Олимпийских игр со всей беспристрастностью, соблюдая правила и сохраняя преданность принципам настоящего спортивного духа»
Впервые на Играх появился олимпийский талисман —ягуар на всех последующих Олимпиадах это становится традицией
Начиная с Олимпийских игр 1968 г. вводится обязательная процедура — допинг-контроль, который осуществляет специально созданная при МОК Медицинская комиссия.
[3, стр. 264-265]
В составе сборной команды СССР выступало 15 представителей Беларуси. Из них удостоены наград Александр Медведь – вольная борьба – золото; Елена Новикова (Белова) – фехтование –золото; Ромуальд Клим –легкая атлетика – серебро; Алексей Никанчиков и Юрий Смоляков – фехтование – серебро; Виталий Пархимович – стрельба – серебро. [4, стр. 104]
Литература
История физической культуры и спорта: Учебное пособие/ В.В. Григоревич. – Гродно: ГрГУ, 2007. – 295 с.
История физической культуры и спорта. / Под редакцией В.В. Столбцова. – 3-е изд., переработка и дополнение. – М: Физкультура и спорт, 2000 – 423 с.
История физической культуры и спорта: учебное пособие для студентов высш. учебн. заведений/ Б.Р. Голощапов. – 4-е издание, испр. – М: Издательский центр «Академия», 2007. – 312 с.
БГУФК: о времени, о спорте, о себе/ БГУФК; под общей редакцией М.Е. Кобринского. – Минск: БГУФК, 2007., - 398 с.

Сообщить о нарушении / Abuse

Все документы на сайте взяты из открытых источников, которые размещаются пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваш документ был опубликован без Вашего на то согласия.